Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – об отставках и назначениях глав российских регионов.Весенний политический расклад в регионах определили два фактора: сам губернаторопад, который продолжался весь март, и ожидание новых отставок в апреле. В марте, я напомню, сменились главы трех субъектов — Свердловской и Оренбургской областей и НАО.
Появление еще одного губернатора-женщины Ирины Гехт — это продолжение длинного тренда на феминизацию российской политики, который начался еще в 2023 году перед президентскими выборами. Такого количества женщин – кандидатов в новейшей истории России не было — их 4. Пусть из 14 кандидатов, но все же в предыдущие кампании и того не было.
Уже тогда, анализируя президентскую кампанию, я давал оценку: фем-влияние в российской политике будет только расти. Ну, это просто глобальный тренд, который не может обойти не только Россию, но и куда более закрытые общества (иранское, например, или саудовское).
Второй тренд, который непосредственно связан с событиями у наших западных границ, –появление прослойки политической элиты, связанной с новыми регионами. Я про Евгения Солнцева, который из премьеров ДНР попал в губернаторы Оренбургской области. Не самой, конечно, богатой и интересной москвичам, но для Солнцева это просто этап в карьере, которую он явно видит далеко идущей. Как и другие губернаторы, рекрутированные из новых регионов, например, Виталий Хоценко (Омская область) или Владислав Кузнецов (Чукотка).
Замечу, что все политики, которые вернулись из новых регионов с повышением, — выпускники «губернаторской школы», которую курирует Сергей Кириенко. Он в последнее время очень сильно укрепил свои позиции. Еще одно доказательство — его назначение главой набсовета Центра исторической памяти.
Судя по информации из открытых источников, роль центра значительно большая, чем кажется на первый взгляд, исходя из названия, — по сути, он должен стать ведущим мозговым центром, формирующим репрезентацию российской действительности везде, где возможно, — от медиа до экспертной среды. О том, чем жила Россия в 2020-е годы, историки будущего узнают из той картины, которую создаст Центр исторического наследия. А формировать на местах политическую повестку будут губернаторские кадры, отобранные опять-таки Кириенко.
И вот на этом фоне повышение Дениса Паслера для меня, как политолога, что-то абсолютно необъяснимое. Паслер после наводнения в Орске и всех провалов в медийном поле (вспомните хотя бы выданную им кринжатину про бобров, проевших насквозь плотину) должен был попасть в стоп-лист. Но вместо этого идет в более богатую и ресурсную Свердловскую область. Объяснения такой ротации просто не имею.
Евгения Куйвашева, кстати, мне лично жаль. Перефразируя «День выборов – 2», он не критиковал либералов (в отличие от того же Паслера), а по нынешним временам это уже фронда. Куйвашев, например, не поддерживал критику «Ельцин-центра», который для определенной части политического истеблишмента стал главным символом враждебного Запада. Дальнейшая политическая судьба Куйвашева пока неизвестна, но по крайней мере всерьез его назначение в Совфед не рассматривается.
Любопытно иное. Те Телеграм-каналы и издания, которые еще недавно хвалили Куйвашева, теперь принялись захлебываться в одах Паслеру. И хозяйственник хороший, и управленец грамотный. Простой вопрос коллегам: почему же он все эти качества за 7 лет руководства Оренбуржьем не проявил?
Ранее опубликовано на: http://vybor-naroda.org/lentanovostey/284033-nacionalnyj-rejting-gubernatorov-za-mart-aprel-2024-goda.html
Печать