Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о перспективах развития российской экономики.Этот год будет не лучшим для российской экономики. Реальные темпы прироста ВВП составят 1% — сентябрьский прогноз Минэкономразвития совпадает с данными ОЭСР. В результате по темпам развития наша страна выпадет из топа крупных экономик и будет соперничать с двумя зомбиапокалиптичными — Японией и Германией.
После темпов роста ВВП по 4% в год новые цифры выглядят как ушат холодной воды. ЦБ добился своего: все крупные отрасли экономики, не завязанные на ВПК, летят в пропасть из-за закрытого кредита. Местами сокращение производства идет двузначными темпами. Учитывая, что в следующем году расходы Минобороны также будут секвестированы (по заложенным в бюджет предварительным параметрам потери ведомства составят до 1 трлн рублей с учетом инфляции), вероятность охлаждения и в секторе производства продукции ВПК в 2026 году крайне высока.
Но в следующем году инфляция вряд ли пойдет вниз. Против рубля работают несколько факторов. Первое — резкий рост цен на бензин из-за форс-мажоров на НПЗ. Второе — повышение НДС. Третье — ускоренная индексация тарифов на ж/д-перевозки, электроэнергию и коммунальные услуги. А кроме того и потенциальное ослабление рубля. Но сколько ставку ЦБ ни крути — бензина больше не станет, налоги не снизятся, а расходы на услуги естественных монополий не уменьшатся. Себестоимость любой экономической деятельности резко увеличится, и целевой инфляции в 4% добиться не удастся из-за немонетарных факторов.
В ближайшие кварталы ЦБ продолжит гнобить реальный сектор экономики «запертым» кредитом, а правительство добавит жару дополнительными, но обязательными расходами. При таких условиях верить в «мягкую посадку» экономики наивно — она близка с очень серьезному кризису. А вместо того чтобы смягчить удар от роста налогов и тарифов для бизнеса (как это делает ФРС, ЕЦБ и регуляторы большинства стран), ЦБ продолжает твердить мантру про инфляцию.
Печать