Исполнительный директор Евразийского Финансового Альянса, эксперт Центра ПРИСП Владимир Тишак – о роли инновационных решений в обеспечении технологического суверенитета России. Скорее всего, санкционное давление на Россию будет нарастать. Даже если к власти придет Трамп, это мало что изменит. «Ничего личного, просто бизнес», а точнее – деньги. Американский ВПК, читай «глубинное государство», жаждет денег. А для больших денег нужен большой враг. Очевидно, что два «больших врага» — это Россия и Китай. В России прошли выборы. По сути, не так важно кандидат от какой именно партии победил. СВО сплотило как рядовых граждан, так и политиков. Важно то, что у человека в голове, особенно наделённого властью. В сложнейшей для РФ геополитической обстановке нет места популизму. Избранные «слуги народа» не имеют право на пространные рассуждения. Например, не стоит сравнивать российский народ с китайским в плане построения социализма по китайской модели, поскольку у нас разный менталитет, разная жизненная философия. Китаец, обладая «пирамидальным сознанием», может выполнять на конвейере одну и ту же монотонную операцию всю свою жизнь. А русский народ пытлив, ему интересно, что будет если гайку закрутить не на 22 оборота, как положено по технологии, а на 23. Может, оно ничего и не будет, а может пойдет напряжение по всей конструкции, которое неизвестно где вырвется наружу…
Сплотившись, мы должны использовать наши преимущества. А это не только природные ресурсы и огромная территория, но и человеческий капитал. Кстати, «капитал» в этом словосочетании – вполне уместный термин. Поскольку это база, которая создаёт новую стоимость. И не всегда только материальную. Она в любом случае создает энергию, неосязаемую, ментальную, но именно ту энергию, которая движет миром, причем не всегда в правильном направлении. Возвращаясь к теме. Традиционно, человечество делится на женщин и мужчин. Остальные не в счет, ввиду тупиковости любых альтернативных ответвлений. Так вот, именно Россия обладает наивысшей концентрацией добродетельных женщин и кулибиных мужчин. Необходимо развивать кулибинство и дальше! Стимулировать новые изобретения и усовершенствования. А на конвейерах могут и роботы работать, кулибиными же и изобретенные.
Любое изобретение начинается с идеи. В большинстве случаев, идея приходит неожиданно. Она может прийти как во время наблюдения какого-либо процесса (Архимед, Ньютон), так и во время сна (Менделеев, Эйнштейн). А дальше важно, чтобы её не убили на корню, не сожгли носителя идеи на костре, как Бруно. Безусловно, необходим первичный фильтр, который будет отсекать однозначно бредовые идеи (хотя, кто знает, насколько они бредовые), но создавать отдельные подразделения «по борьбе со лженаукой» не стоит. Психологически, любой учёный муж (или жена), посвятивший более четверти века какой-то конкретной области науки, будет однозначно сопротивляться всему новому. Это называется «зашоренность». Зашоренность мешает эволюции, ограничивает возможности для технологического прорыва, который нам сейчас так необходим.
Идея лежит и в основе инноваций, часто сегодня упоминаемых, но не всегда понимаемых, в том числе, некоторыми отечественными функционерами. Это и понятно. Их деятельность, преимущественно, состоит из решения линейных задач. А ведь инновация, по своей сути, не что иное как кардинальное усовершенствование, придание чему-либо новых качеств или количеств. То есть инновации – важнейший элемент технологического прорыва. Вместе с тем, первичный, а может быть, и вторичный фильтр инноваций гораздо важнее фильтра идей, упомянутого выше, поскольку инновации внедряют в уже идущий процесс, зачатую на крупном предприятии. Иначе будут возникать инновации типа «намазать корпус автомобиля нано-покрытием для уменьшения сопротивления воздушному потоку». Такие «инновации» плохи по двум причинам: 1. Являются попыткой пристроить имеющиеся наработки во все возможные сферы («синдром пятого колеса») и 2. Это требует огромных инвестиций, которые никогда не окупятся ввиду заоблачных цен на таки автомобили.
Потребитель голосует рублём, равно как и инвестор. Ведь как у идеи, так и у инновации наступает фаза воплощения. Не всегда носитель идеи или новатор могут единолично или даже коллективно воплотить свой замысел. Нужен еще и инноватор, который сможет коммерциализировать идею/инновацию. То есть, прежде всего, обеспечить финансирование её воплощения. И сразу в дверь стучаться риски. Однако, чем выше риски, тем, обычно, выше и доходность. На этом постулате базируется вся венчурная индустрия. Как же минимизировать риски? Прежде всего, диверсифицировать портфель, инвестируя не более 15% в высокорисковые активы. Но и их списывать в убытки не хочется. На помощь приходит русская пословица «одна голова хорошо, а две лучше». Необходимо созвать «вече» и послушать мнение специалистов, желательно междисциплинарных. Конечно, в современном мире собирать оффлайн вече – это некий атавизм. Пандемия ковида расширила границы онлайн общения, что явилось её единственным плюсом. В эпоху всё убыстряющихся процессов, когда крылатая фраза «время-деньги» взмыла высоко-высоко, именно очная и заочная экспертизы со стороны научного и бизнес-сообществ могут стать недостающим звеном в цепочке воплощения идей и инновационных решений. Они однозначно будут способствовать усилению конкурентоспособности страны на её пути к технологическому суверенитету.
Печать