Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о демографической политике РФ.«Суммарный коэффициент рождаемости должен быть выше, конечно... Я понимаю, что непросто этого добиться, но, в принципе, хотя бы 2,1 должен быть» , — заявил президент России Владимир Путин.
По словам главы государства, несмотря на существующую систему помощи — от беременности и до 17 лет — этого мало. Он отметил, что, как и в других развитых странах, на рождаемость влияет изменение приоритетов: первый ребёнок в среднем появляется у женщин в 28–29 лет, а на последующих часто не хватает времени и сил.
Среди стран G20 в прошлом году Россия демонстрировала самые высокие темпы депопуляции — расчёты по данным ООН. Вопрос демографии не имеет простого решения (серебряной пули). Сейчас российское правительство и Госдума идут по пути стран Западной Европы, пытаясь «купить» детей у потенциальных родителей. Каждый день — новая инициатива: то увеличить выплаты пособий, то снизить пенсионный возраст, то дать льготную ипотеку.
Всё это уже пытались сделать и во Франции, и в Германии, и в Великобритании. Ничего путного не вышло: социальные расходы растут как на дрожжах, а население — нет. В итоге вернулись к старому, проверенному способу — притоку мигрантов.
Но и этот путь тупиковый: приезжают люди другой культуры, религии и расы, постепенно замещая коренное население. Это сказывается на безопасности, производительности экономики и приводит к росту бюджетных трат на пособия приезжим.
В последние годы Россия идёт своим путём, пытаясь соединить, разделённый распадом СССР, русский народ. Но и эта дорога не бесплатна, а количество русских, оказавшихся по ту сторону границы России, ограничено. Поэтому вопрос демографии и депопуляции и дальше будет стоять очень остро.
Печать