Депутат ЗС Вологодской области, член РАПК, автор проекта «Школа Депутата», эксперт Центра ПРИСП Антон Холодов – об участившихся случаях мошенничества с продажей квартир и их возвратом по суду.Очередной громкий случай с продажей квартиры, на этот раз в Смоленске. Помните, как было со сделкой Ларисы Долиной, которая под влиянием мошенников продала квартиру одинокой мамочке, а суд обязал покупательницу вернуть жилье? Кстати, сейчас эта мамочка подала апелляцию – ведь она не виновата, что Долина отдала деньги мошенникам.
Вернемся к Смоленску. Боец СВО Дмитрий с первых дней находится «за ленточкой». У него есть жена, дети, и молодая семья давно мечтала о собственной квартире. Дмитрий накопил деньги и по рыночной цене купил двушку в Смоленске.
Квартиру приобрел у пенсионерки Тамары Игоревны 1946 года рождения. Сделку сопровождал риелтор, так что все тонкости были соблюдены, в том числе продавец прошла психиатрическое освидетельствование, что она дееспособна.
Родственники Дмитрия уже начали делать ремонт, когда вдруг получили требование вернуть квартиру бывшей владелице. Причем иск поступил в последний день истечения срока исковой давности!! Совпадение?
Оказалось, Тамара Игоревна уверяет, что в течение года была под действием мошенников и по их указке продала квартиру. Говорит, позвонили две женщины: одна представилась сотрудником банка, другая – судебным приставом. Уверяли, что с паспорта Тамары Игоревны была снята копия, пенсионерка признана недееспособной, а они помогут оформить новое свидетельство на квартиру, но для этого ее надо продать (тут логическую цепочку не понять).
Кто подал иск от ее имени, она не в курсе, и вообще говорит, что сейчас «живет спокойно».
Журналисты попытались связаться с человеком, который подал в суд, однако тот ответил на звонок один раз и пропал.
Судебное разбирательство по делу приостановили, но, как вы догадываетесь, только из-за того, что Дмитрий – на СВО. Нетипичный случай, как и с Ларисой Долиной.
А сколько в России других покупателей, которые отдали деньги продавцам-пенсионерам, а те потом обратились в суд и вернули квартиру себе? Ведь в большинстве случаев суд встает на их сторону.
При этом гарантии, что бабушки не в сговоре с мошенниками, нет. Известны случаи, когда «жертвы» злоумышленников ходили по ресторанам, бутикам, театрам и т.д., а в суде претворялись беззащитными овечками и просили вернуть жилплощадь, потому что «попались на удочку мошенников». И ведь им верят! Даже больше скажу: некоторые пенсионеры потом снова выставляли ту же квартиру на продажу! А что, хорошо так деньги зарабатывать.
Только вот что делать добросовестным покупателям, которые, может, всю жизнь копили на квартиру, непонятно. И я надеюсь, та мамочка, которая купила квартиру у Долиной и лишилась собственности, добьется от суда справедливого решения.
Правоприменительная практика не должна быть под копирку. Справедливости ради нужно сказать, что положительные примеры тоже есть. Например, одна женщина два года судилась за купленную у пенсионерки квартиру, и в итоге суд встал на ее сторону. Россиянке удалось собрать показания подруг бабушки и пригласить их в суд как свидетелей, которые рассказали, что эта «жертва мошенников» вела роскошную жизнь после якобы незаконной сделки.
Чтобы искоренить проблему, эксперты предлагают ввести в сделки с квартирами «период охлаждения». То есть после поступления денег на счет подождать примерно месяц, прежде чем позволить продавцу пользоваться деньгами. Так у пенсионеров будет возможность подумать, осмыслить сделку, а у банков – проверить продавцов. Госдума уже рассматривает предложение. Лично я считаю, должно сработать.
А что касается дела участника СВО, оно на контроле Генпрокурора. Так что думаю, все будет хорошо.
Друзья, будьте осторожны при совершении сделок с недвижимостью. Видите, мошенникам удается даже беззащитных бабушек переманивать на свою сторону. Берегите себя и своих близких.
Печать