Фото с сайта:
Телеграм-канал Евгения Огородникова
Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о проблемах с реальным ростом ВВП США.Что-то разбилось в Штатах в 2008 году, и все попытки склеить и собрать это «что-то» пока не увенчались успехом. На графике видно, как реальный рост ВВП сильно отстал от долгосрочного 150-летнего тренда. Казалось бы в рамках обычных многолетних флуктуаций, но нет: прирост ВВП в последние 15 лет происходит за счёт безудержных трат Минфина. Однако даже ежегодные вливания по 2 трлн долларов от дяди Сэма не могут вернуть экономику к нормальной траектории роста, и отклонения накапливаются каждый год.
При этом номинальный ВВП растёт заметно медленнее госдолга. Как только бюджетное стимулирование притормаживается, экономика Штатов тут же начинает заваливаться. А патроны казначейства уже на исходе: отношение долг/ВВП в США уже давно за 100%.
Схожие проблемы за последние 100 лет США переживали дважды. Первое — это Великая депрессия, выходом из которой стала Вторая мировая война. Второй раз — послевоенная перестройка экономики, но она завершилась взрослением бэби-бумеров и долгосрочным ростом экономики вплоть до конца 80-ых. Потом распался СССР, что "пушило" ВВП США вплоть до 2008 года.
Сейчас нет таких мощных ни внешних факторов — войны, сопоставимой со Второй мировой или распада крупной страны, ни внутренних — огромного числа образованного и молодого населения, роста.
В целом программа демократов была нацелена на перезапуск американского экономического развития: разжечь конфликт в Европе и принять кучу новых граждан из вне. Но ни первое, ни второе не увенчалось успехом: дважды в одну реку не войдёшь. С ядерным оружием масштабных конфликтов уровня Великой Отечественной не повторить, а приезжающие мигранты в США часто едут за пособиями, а не работать.
В текущей ситуации осталась надежда на чудо — что "грохнется" какое-то крупное государство, и на его жирке (ресурсах, кадрах, инфраструктуре, НИОКРах) удастся поправить бедственное положение. С Россией не удалось. Возможно, получится с Германией и Францией или Китаем.
Печать