Бизнес-аналитик, политический консультант, эксперт Центра ПРИСП Андрей Денисевич – о падении доли российского угля на мировом рынке.Представители угольных компаний все чаще начинают говорить о том, что этот бизнес стал убыточным. Существующие правила на рынке приводят к тому, что работа не останавливается только потому, что в этой сфере работают оптимисты, которые многое пережили за последние 30-40 лет.
В каких условиях работает сейчас рынок? Немного про математику вопроса. После взрывного роста мировых цен в 2021-2022 годах до 400-440 USD/Т, в 2023 году цены значительно снизились. В 2024 году фьючерсы на уголь торгуются в коридоре 115-147 USD/Т. Стоимость угля в российских портах составляет порядка 85-90 USD/Т. В эту цену входит железнодорожный тариф, аренда вагонов, услуги по перевалке и это, в зависимости от региона погрузки угля, составляет порядка 50 USD/Т. Себестоимость угля в зависимости от разреза колеблется в пределах 25-30 USD/Т. Плюс накладные расходы, которые иногда могут возникать у экспортеров и доходить до 5 USD/Т. Таким образом, если себестоимость добычи у угольной компании минимальная и здесь обошлось без форс-мажоров, то символическую прибыль такая компания может получить только при отгрузке через восточный полигон.
Остальные традиционные направления экспорта угля прибыли для угольных компаний не приносят. Их сохраняют исходя из необходимости не потерять свое присутствие на традиционных рынках и поддерживать минимально достаточные объемы добычи, в том числе и для сохранения трудовых коллективов.
На этом фоне участники рынка заговорили про уменьшение доли российского угля на мировом рынке на 2,5%. По их оценкам доля отечественного угля составляет 14,6%. В этом нет ничего удивительного, ведь Восточный полигон не справляется с нагрузкой в связи с ограниченной пропускной способностью, а остальные направления нерентабельны. Именно из-за повышенного спроса и для корректного планирования объемов и сроков перевозки ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в декабре прошлого года подписали с главами Кузбасса, Якутии, Бурятии, Хакасии, Иркутской области и Тывы соглашения с об объемах гарантированной
транспортировки угля в восточном направлении . Согласно этому соглашению, были зафиксированы гарантированные объемы на 2024 год: Кузбасс – 54,1 млн тонн, Якутия – 26,3 млн тонн, Бурятия 8,5 – млн тонн, Хакасия – 6,5 млн тонн, Иркутская область– 3,3 млн тонн, Тыва – 650 тыс. тонн.
Но, как утверждает «Коммерсант», ссылаясь на внутренние документы РЖД, квота на вывоз в полном объеме была выполнена только для Иркутской области. Квоты на вывоз по остальным регионам не выполнены уже на 830 тыс. тонн, и, согласно внутренним прогнозам на текущий год, не будет вывезено 2,3 млн тонн угля в восточном направлении от ранее согласованных объемов. Из них на Кузбасс придется 1,3 млн тонн (2,4% от плана), Хакасия – 0,5 млн тонн (7,7% от плана), Бурятия – 0,4 млн тонн (4,7% от плана), Тыва – 0,1 млн тонн (15,38% от плана).
Судя по наблюдаемой динамике, до конца года и этот прогноз будет пересмотрен в сторону увеличения объемов невывезенного угля. Для этого нужно изменить приоритетность грузов или другую товарную категорию прировнять по значимости к углю, а значит другой продукции необходимо будет выделить квоты для перевозки в восточном направлении.
Оптимистичным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать начало экспорта угля по Международному транспортному коридору «Север – Юг». Несколько дней назад два состава с углем из Кузбасса ушли в Индию по восточной ветке. Пока сложно говорить об экономической целесообразности маршрута, ведь углю придется проехать не только Казахстан, Туркменистан и Иран, затем будет перегрузка в порту и только после этого уголь сможет попасть на рынок Индии. Если маршрут экономически целесообразен, то вскоре можно будет ожидать очередь угледобывающих компаний, желающих отправить по нему свой товар. Если же отправлять уголь в Индию по коридору «Север – Юг» нерентабельно, то разговоры о кризисе в отрасли зазвучат с новой силой.
В любом случае, доля российского угля на мировых рынках будет уменьшаться до завершения третьего этапа модернизации Восточного полигона. Доходность угольных компаний при текущей конъюнктуре цен останется минимальной. А значит угледобывающим регионам придется смириться с сокращением поступлений в региональные бюджеты отчислений по налогу на прибыль и поступлений НДФЛ в местные бюджеты.
Печать