Доктор политических, наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – о возможных сценариях завершения предстоящей встречи Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске.Итак, свершилось. Или почти свершилось. Путин и Трамп встречаются на Аляске. Эта новость вот уже несколько дней продолжает будоражить мировые медиа. Встречи двух президентов ждут если не все, то очень многие. Кто-то – с энтузиазмом. Кто-то – с опаской и нескрываемым раздражением. Зачем это нужно Путину – понятно. Уже сам факт такой встречи, да еще в США, – рельефно подчеркивает незыблемый статус Путина как одного из ведущих политиков современного «глобального мира», вне зависимости от того, как всё завершится. В любом случае Путин почти ничем не рискует и точно ничего для себя не теряет.
Зачем это нужно Трампу – понятно, пожалуй, только ему самому и узкой группе приближенных лиц из числа «семьи» (в сицилийском смысле этого слова) американского президента. Ведь необходимо четко понимать, что Путин прилетит, озвучит позицию и улетит, а для Трампа этот саммит может вполне стать провальным, если вдруг не станет триумфальным.
Собственно, существуют четыре базовых сценария развития событий. Все из них – либо благоприятны, либо, на худой конец, приемлемы для Путина. И только один сценарий, маловероятный (но, всё же, возможный), – благоприятен и даже отчасти триумфален для Трампа.
Начнем именно с благоприятного и позитивного сценария № 1 – «Трамп-миротворец». Трамп говорит с Путиным и после этого Путин подписывает соглашение о прекращении огня. В соседней комнате (гостиной, коридоре, кухне) сидит (стоит, лежит – детали не существенны) Зеленский. Трамп через два часа после Путина встречается с украинским президентом, и он тоже подписывает этот же документ.
Условия? Да, они важны для России и Украины, но глубоко вторичны для Трампа. Скорее всего, что бы там кому ни хотелось, за основу возьмут линию соприкосновения сторон, а на бумаге, вероятно, дополнительно зафиксируют обязательства по предполагаемым территориальным обменам (которые будут производиться поэтапно и уже после прекращения огня).
Заметьте, что при этом Путину совсем не обязательно встречаться с Зеленским лично, технически можно обойтись и без этого «протокольного руконепожатия». В случае реализации этого сценария американский президент может полноправно вкушать лавры собственного миротворческого, геополитического и дипломатического триумфа. И, разумеется, готовиться к долгожданной Нобелевской премии мира.
Как мне кажется, указанный сценарий не очень вероятен в силу своей явной оптимистичности. Но, разумеется, его вероятность сильно выше нуля. И даже выше статистической погрешности. Поэтому давайте, оставаясь реалистами и прагматиками, будем думать о хорошем и оценим вероятность реализации данного сценария в 15 %.
Сценарий № 2 – «обнуление» – наиболее деструктивный и, по большому счету, катастрофический для американского президента. Суть его в следующем: Трамп и Путин обо всём договорились по поводу Украины. Радостно озвучили перед прессой согласованные ими условия мира, но забыли предупредить об этом саму Украину. Зеленский, активно поддерживаемый Европой и всем западным истеблишментом, говорит ровно то, что многократно повторял всю эту неделю: остановить конфликт на Украине без участия самой Украины не получится. И здесь как раз тот редкий случай, когда с президентом-шоуменом можно согласиться: увы, это горькая правда.
И что в этом случае? Конфуз? Для Путина – ничуть, так как он показал себя последовательным сторонником мира и достиг по этому вопросу взаимопонимания с США. Для Зеленского, «обнулившего» результаты российско-американского саммита, – это вообще никакой не провал, а самый настоящий медийный «звездный час». Причем, в абсолютном глобальном масштабе. Действительно, мог ли комик из «Квартала» когда-нибудь мечтать о том, что от него будет косвенно зависеть итоговый результат встречи президентов России и США?
А кто в таком случае с треском проиграл? Правильно, Дональд Фредович. Для него это не просто политико-дипломатический конфуз, а полнейшее стратегическое фиаско. Ведь именно это его, а не кого-то другого, только что на глазах всего мира «обнулил» Зе. Тот самый Зе, который еще шесть-семь лет назад (когда Трамп сидел первый срок в Белом доме) кривлялся на «голубых огоньках» и прыгал на травести-шоу, прикончил и перечеркнул всю геополитическую игру Трампа.
После этого Трамп может сколько угодно возмущаться, оскорблять Зеленского, восторгаться Россией и извергать проклятия в адрес Украины, «приостанавливать» поставки оружия и разведывательной информации... Однако весь западный мир поймет, что Трамп (утонувший в собственных корыстных «сделках» и ментальных «тараканах») решился на сепаратный «договорняк» с Россией. И проиграл. И сразу же стал, если не изгоем, то эдаким международным «городским сумасшедшим», от которого все на Западе (включая собственных политиков-республиканцев) стремятся дистанцироваться. Персонажем, вызывающим ухмылки, которого уже почти никто не воспринимает всерьез. Геополитической «хромой уткой», которую все на «коллективном Западе» терпят, считая дни до ноября 2026 года. До промежуточных выборов в Конгресс, когда «глубинное государство» посадит Трампа под «стеклянный купол», лишив его реальных рычагов стратегического управления внешней политикой.
На мой взгляд, указанный сценарий – самый негативный для Трампа и поэтому самый маловероятный. Хотя бы по той причине, что Госдеп подобные риски, вроде как, просчитывает. Поэтому оценим его вероятность в 3 %. Хотя, учитывая очевидные «коммуникативные барьеры» между Трампом и американским политико-бюрократическим истеблишментом, можно округлить вероятность такого развития событий и до 5 %.
Сценарий № 3 – «что-то пошло не так». Трамп и Путин не договорились. Совместного заявления по итогам встречи сделано не было, всё завершилось « в рабочем порядке». Или это заявление было абсолютно формальным и пустым. Что-то вроде «намерены продолжить консультации» и «возобновить диалог по широкому кругу вопросов». Но все понимают, что это – провал американского лидера, который в итоге так и не смог «уговорить» Путина. Ни через своих эмиссаров, ни лично. И тогда станет очевидно, что впереди нас ждет новый виток конфронтации. И в этом случае обанкротившийся Трамп-миротворец может лишь сказать, что он не смог, устал и уходит. Что его «миротворческая миссия» на Украине завершена… поскольку потерпела крах.
А что дальше? Дальше, как и предсказывал мудрый вице-президент Вэнс, Россия и Украина будут разбираться сами. И тогда центральным (для обеих сторон конфликта) станет следующий вопрос: будет ли «равноудаленный» и «вышедший» из российско-украинского конфликта Трамп продавать оружие европейским странам? Очень боюсь, что будет. Ибо ничего личного – только бизнес. А вот где это оружие окажется потом, думаю, мы все прекрасно понимаем….
Вместе с тем, не исключено что несдержанный Трамп откажется признать провал своих дипломатических усилий. И сразу же после встречи подольет масла в огонь, начнет на каждом углу рассказывать, как он снова «разочаровался» в Путине, и какие «разрушительные санкции» он еще намерен ввести через очередные «десять-двенадцать» дней.
Разумеется, все западные русоненавистники и «самостийные ястребы войны» будут в восторге от такого поворота событий. А вот американский (да и европейский) истеблишмент сделает для себя принципиально иные выводы. Нет, на словах он тоже будет бурно приветствовать очередную «русофобскую трансформацию» Трампа. А на практике официальные и теневые лидеры «коллективного Запада» убедятся, что перед ними не что иное, как ухудшенная копия Байдена. Русофобская линия – та же самая, только более непоследовательная, невнятная и «шатающаяся». Антироссийская риторика – точно такая же, только более сбивчивая и путаная. Необоснованные обвинения в адрес России, демагогия о «санкциях» – всё примерно то же самое. Но важный минус Трампа в сравнении с Байденом – нарциссизм и желание постоянно красоваться, быть в центре всеобщего внимания. И всем станет понятно, что Трамп во внешней политике – это тот же самый старый и недобрый Байден. А точнее, Байден «плюс эпатаж» и «минус компетентность».
Данный сценарий, конечно, тоже негативен для Трампа (и для перспективы мирного урегулирования), но, к сожалению, вполне себе реалистичен. Вероятность – 25%.
Сценарий № 4 – «заморочки из бочки», или «еще немного, еще чуть-чуть». По своим «вводным» во многом повторяет сценарий № 3. Трамп и Путин ни о чем принципиально по Украине не договорились. Но (в отличие от предыдущего сценария), активно делают вид, что договорились. Точнее почти договорились. То есть, достигли «всеобъемлющих» и «рамочных» договоренностей. Вполне возможно, Путин заявляет о готовности прямо сейчас объявить перемирие на месяц-два-три и призывает Украину немедленно прекратить огонь. Трамп анонсирует новую российско-украинскую встречу в Джидде (Стамбуле, Дубае, Дохе, Вашингтоне) «на самом высоком уровне». Трамп говорит о том, что «прелиминарное соглашение» уже почти готово и завтра его отравят Зеленскому. Путин поправляет, что еще не готово, но с минуты на минуту будет готово. Трамп радостно вещает, что Россия согласна на обмен территориями. Путин добавляет, что «формула обмена согласована и уточняется». Путин публично предлагает Украине обмен пленными «всех на всех». Трамп заявляет о том, что стороны вернулись к работе над новым договором о ракетах меньшей и средней дальности. Путин развивает мысль американского коллеги и говорит о том, что хорошо бы, чтобы и другие государства подключились к этой работе (привет товарищу Си!). Трамп заявляет о предстоящем частичном снятии американских санкций по отдельным секторам российской экономики и призывает Европу смягчить секционные ограничения в отношении России. Затем стороны подписывают соглашения о сотрудничестве в освоении арктического шельфа и о сотрудничестве в исследованиях Марса (Луны, Сатурна, галактики Андромеды, строительства новой международной космической станции). Дальше каждый из нас может включить фантазию и продолжить весь этот список сам….
В общем, перед нами дипломатическая идиллия при отсутствии прорыва по ключевому вопросу переговоров. Трамп в этом случае – всё равно «лузер», но без явной потери «геополитического лица». Имиджевый ущерб для американского президента имеет место быть, но он (в отличие от предшествующих двух сценариев) – не катастрофичен. Поэтому вероятность этого сценария можно оценить как наиболее высокую, например, в 55 %.
Разумеется, указанный перечень сценариев не охватывает все варианты развития событий. Кроме того, вполне возможны и некие «гибридные» комбинации, например, что-то промежуточное меду третьим и четвертым сценариями.
Чем закончится встреча на Аляске 15 августа? Я не знаю. Отмечу лишь, что пока в медийном пространстве наблюдается серьёзный эффект завышенных ожиданий, подогретый и самим фактом предстоящей встречи Трампа с Путиным, и той «гиперзвуковой» скоростью, с которой ее организуют, Весь этот кипящий «информационный котел» подогревается эпатажными заявлениями самого американского президента, которые очень часто противоречат друг другу.
Разумеется, ожидания от этой встречи – хотя и в целом завышенные, но принципиально разные. Отечественные «ура-патриоты» уверены, что Путин «прогнет» Трампа, и «капитуляция» Украины будет подписана. Русофобы предвкушают, что саммит закончится провалом и скандалом, после чего разъяренный Трамп набросится на Россию всей мощью американского государства. Здравомыслящие люди ждут только одного – прекращения кровопролития.
Печать