Журналист Екатерина Чернышова - о трудностях сибирских регионов в сбыте угля. Регионы Сибири второй год с переменным успехом пытаются направить свой уголь железной дорогой на Восток. В абсолютных цифрах самым пострадавшим можно считать Кузбасс – Кемеровская область на сегодня добывает половину российского угля. Отсюда и квота на вывоз свыше 50 млн. тонн. Остальные угольные регионы сравнивать с гигантом бессмысленно: квоты у них будут по умолчанию в разы ниже.
Но, пока толстый сохнет, худой сдохнет. «Миноритарные» угольные регионы-экспортеры острее чувствуют каждую тонну, отобранную у них железной дорогой. Бизнесу приходится быть более изобретательным. Сейчас он ориентируется на контейнерные перевозки, - Китай принимает удобные для выгрузки контейнеры более охотно, чем традиционные полувагоны. А значит, и железная дорога пропускает их лучше. Власти угольных регионов, в свою очередь, обивают пороги Минэнерго и Минтранса, добиваются договоренностей на будущий год. В итоге усилия угольных регионов дают минимальные результаты. У кого-то чуть отщипнут, чтобы кому-то чуть перекинуть, только и всего. Но промышленная Сибирь сегодня живет по принципу «хотя бы это давай».
Всё это даже не полумеры, скорее попытки маневров на забитой до отказа трассе. Движение здесь регулируют законы рынка. Железным дорогам выгодно пропускать в первую очередь более маржинальные грузы – те же удобрения или металлы. Только поручение президента о приоритетном вывозе угля на экспорт из Кузбасса, Бурятии, Хакасии и Якутии, позволяет этим регионам сохранить свою экономику. Но у Минэкономразвития задачи более масштабные, чем зарплаты горняков в Якутии или строительство социальных объектов в Хакасии. Восточный полигон не резиновый. Объективно квоты на вывоз угля сокращают поставки высокодоходных грузов. Поэтому российские экономисты уже не раз говорили о смене очередности перевозки.
На фоне напряженной суеты вокруг квот почти незаметно в конце октября прошло сообщение Тюменской таможни об отправке трех сухогрузов угля в Китай по Севморпути. Хотя именно здесь лежит решение проблемы игольного ушка Восточного полигона. Таможня наблюдает наращивание экспортного потенциала морских перевозок. В конце прошлого года из морского порта Сабетта убыл один сухогруз с 35-ю тысячами тонн коксующегося угля, а уже за октябрь 2023 года оформлены три судна со 117 тысячами тонн. Президент поручил проработать вопрос единого морского транспортного коридора от Северо-Запада до Дальнего Востока. Круглогодичная навигация по Севморпути должна быть запущена в 2024 году. Морской путь не сможет полностью перерубить гордиев железнодорожный узел – до портов тоже нужно как-то добираться. Но в совокупности с модернизацией Восточного полигона разгрузки железной дороги в 2025 году должно хватить для того, чтобы угольные регионы Сибири смогли экспортировать спокойно.
Печать