Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов для Telegram-канала НЕЗЫГАРЬ *(16.08.2024 г. Министерство юстиции РФ внесло в реестр иностранных агентов) - о причинах и следствиях теракта в Дагестане.Основной причиной теракта в Дагестане 23 июня стало постепенное проникновение в мусульманские регионы России чуждой для них идеологии. Можно сказать, что западный неолиберализм и радикальный ислам, в первую очередь, ваххабизм, в каком-то смысле даже похожи. Так, «глобальные демократы» навязывают российскому обществу совершенно чуждые для нас западные ценности в рамках своей диктатуры меньшинств. Ваххабиты – такое же радикальное меньшинство, которое промывает мозги исламской молодёжи, навязывая ей ценности, чуждые традиционному исламу. Кстати, зачастую ваххабиты действуют именно по указке Запада, который использует межнациональный вопрос для дестабилизации внутриполитической ситуации в России. Например, ответственность за теракт в «Крокус Сити Холле» взяла на себя ИГИЛ* (запрещенная в России террористическая организация), однако, по данным силовиков, все следы ведут на Украину при очевидном западном кураторстве.
Также, напомню, именно при поддержке западных спецслужб ваххабизм проник в 90-х годах в Чечню, что привело в итоге к двум крупным вооружённым конфликтам. Россия должны научиться эффективно противостоять внешней идеологической агрессии. В части западного «прогрессивного либерализма» мы достигли заметных успехов, впрочем, больше благодаря самому Западу, который попытался отменить и изолировать Москву и тем самым сломал один из главных рычагов своего влияния – т.н. мягкую силу. В нашем обществе произошло самоочищение: на фоне СВО ЛОМы-«западники» уехали из России, а государство полностью переориентировалось на сотрудничество с дружественными и нейтральными странами. Такой же блок необходимо поставить для проникновения на Кавказ радикальных ваххабитских идей. Для радикальных исламистов нужно создать такие условия, чтобы они были вынуждены покинуть Россию и навсегда уехать, например, в Саудовскую Аравию (где ваххабизм – официальная религия), в Турцию, Афганистан, Пакистан и т.д.
Ключевую роль для противодействия ваххабизму играют местные имамы, которые крайне негативно относятся к салафизму. Конечно, есть и такие имамы, которые сами втайне проповедуют ваххабизм – работа по их выявлению должна быть в числе приоритетов спецслужб. Обязателен контроль со стороны главы семьи, но в данном случае мы видели, напротив, что среди террористов оказались два сына главы Сергокалинского района Дагестана. Семья не маргинальная, финансово благополучная, но, по словам родственника террористов, все близкие знали, что братья являются ваххабитами. Судя по всему, они надеялись, что «детки не натворят глупостей», чтобы своими руками не сдавать их в ФСБ.
Для мусульман ваххабизм опасен своей пропагандистской составляющей. С одной стороны, в современном информационном поле невозможно уследить за всеми опасными сигналами, не запрещая при этом фактически весь интернет. Однако необходима работа на упреждение, профилактика, эффективная контрпропаганда. В условиях современных гибридных конфликтов информационная составляющая выходит на первый план: мы должны это понимать и уметь должным образом противостоять идеологическим угрозам. В противовес мы можем и должны предложить здоровый консервативный традиционализм как альтернативу попыткам внешнего воздействия на наш менталитет.
Несмотря на известную разницу, все традиционные религии объединяет желание сохранить свои обычаи и устои в рамках единой страны. Различные регионы России объединены многовековой историей, общими победами и кризисами, на этом и зиждется наша общность. Необходимо только развить и защитить эту внутреннюю систему ценностей, основанную на сохранении наших обычаев и традиций, чтобы любые попытки насадить чуждую идеологию извне были заведомо бесполезны.
Печать