Директор Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП), член Правления РАПК Сергей Румянцев – о планах ульяновских законодателей отказаться от общеобластной части партийных списков на выборах. Практика отказа от так называемой «паровозной» системы формирования партийных списков на выборах в региональные законодательные органы власти, фактически начавшаяся в электоральных циклах 2018-2019 годов, все чаще применяется в регионах. Можно сказать, что это становится тенденцией.
Наличие так называемых «паровозов» – лидеров партийных списков, участие которых в избирательных кампаниях зачастую сводилось исключительно в виртуальном присутствии на баннерах, – на практике приводило к повышению недоверия к институту выборов со стороны избирателей. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев такие кандидаты после попадания соответствующей партии в региональный парламент просто отказывались от мандата. В итоге получалась ситуация, при которой избиратель отдавал свой голос за конкретного политика, а этот политик прекращал свое участие в региональной политической жизни на следующий день после распределения мандатов.
Переход на формирование списков при отсутствии общеобластной части увеличивает шансы попадания в региональные законодательные органы власти кандидатов, которые ведут работу в конкретных территориях. А это, в свою очередь, приводит к более тесному взаимодействию политических партий с избирателями на местах.
Кроме того, это стимулирует партийное руководство наполнять партийные списки на региональных выборах реальными лидерами общественного мнения, авторитетными на конкретных территориях общественными деятелями, политиками, а не ограничиваться одной-двумя яркими фигурами, выступающими исключительно в роли «свадебных генералов», как это было при использовании «паровозной» системы. Это приводит к тому, что вести кампании приходится фактически всем кандидатам, находящимся в списке, а не только партийным лидерам.
Я бы также отметил, что такая система снижает коррупционную составляющую при составлении партийных списков, поскольку, несомненно, осложняет потенциальную «торговлю мандатами», – заранее спрогнозировать, какая именно территориальная группа наберет количество голосов, достаточное для получения мандата, довольно сложно.
Полагаю, что тенденция на формирование партийных списков по территориальным группам на региональных выборах будет иметь в стратегическом плане положительный эффект.
Печать