Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников - о земельных ресурсах Украины.Если полезные ископаемые Украины — это из разряда мифологии (все о них слышали, но мало кто видел), то сельхозземли страны — это действительно данное Богом (и освоенное Российской империей и СССР) богатство. 57 % территории Украины — пашня. Стран с таким количеством благодатной почвы в мире немного. А на фоне растущего населения планеты, при постоянной, десятилетиями неизменной площади пашен в мире, земельный ресурс Украины — стратегический.
Впрочем, на Украине он уже давно поделен. Есть разрозненные и оценочные данные о том, что:
- около 40 % украинской пашни под Cargill, Dupont и Bayer (через бывшую Monsanto);
- десятая часть пахотных земель Украины принадлежит китайским инвесторам, компенсировавшим все свои потери — кредиты и покупку «Мотор Сич» — землей, писала The Wall Street Journal;
- 28 % пахотных земель Украины владеет смесь украинских олигархов, европейских и североамериканских корпораций, а также суверенного фонда Саудовской Аравии — писал Оклендский институт США.
То есть земля на Украине давно поделена, в том числе и среди стратегических инвесторов, понимающих ценность пашни. Много такой земли находится теперь уже в российских регионах, и после неминуемого окончания СВО вопрос правопреемственности и собственности будет остро стоять как перед собственниками, так и перед властями регионов и страны. Например, не всех собственников устроит запрет на выращивание в России ГМО-продуктов, тогда как региональные власти могут оказаться против работы компаний из недружественных стран. Не снят вопрос и разминирования, и очищения территорий после интенсивных боевых действий.
Вопрос не праздный: разгребать коррупционное и не всегда законное наследие Украины, в том числе принадлежность сельхозземель, придется ещё много лет. Впрочем, опыт возвращения Крыма в состав РФ показал, что вопрос незаконно полученной собственности решаемый, в том числе и её передачей под контроль региональных властей.
Печать