Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о путях наполнения госбюджета России.Четвёртый год СВО — мероприятия безусловно очень затратного, крайне низкие цены на нефть и экстраординарно высокая ставка ЦБ, а российский госдолг продолжает оставаться умеренным. Согласно данным МВФ, на этот год общий долг Минфина составляет лишь 23,1 % от ВВП. С такой цифрой Россия входит в топ-20 мировых государств с минимальным долгом. При этом среди стран G-20 российский долг самый низкий.
И несмотря на бесчисленное количество санкций, обрушившихся на российскую экономику, она без проблем может обслуживать и гасить все свои внешние обязательства, в том числе финансового и коммерческого секторов. Такой финансовой гибкости лишены все крупные мировые экономики. При сопоставимом количестве санкций тот же Китай или любая страна Европы уже давно лежали бы в финансовых руинах. Да и гасить долги крупные экономики не умеют.
Впрочем, в уходящем году наша страна прошла, на первый взгляд, неочевидную развилку: как покрывать бюджетный дефицит? Принято решение сохранять умеренный госдолг, а закрытие бюджетной «дыры» переложить на граждан. Уже в 2026 году российскую экономику ждёт много финансовых новаций: рост НДС, утильсбора и «обеление», то есть пополнение бюджета за счёт секторов, находящихся в «тени». «Серых» секторов немного — это аренда жилой недвижимости, мелкие бытовые услуги, мелкорозничная торговля и прочие маркетплейсы в широком понимании: ПВЗ, селлеры, курьеры — все они будут находиться под пристальным контролем налоговых и банков.
Конечно, при росте налогового бремени объём сбережений и инвестиций в России сократится, как и темпы роста экономики. Но альтернатива этому — размещать облигации Минфина с двузначной доходностью — путь в никуда. При такой стоимости заимствований в выигрыше окажется лишь один сектор — банковский. Тогда как госдолг России буквально за 5–7 лет выйдет на запредельные уровни лишь за счёт процентов на его обслуживание. Рынок евооблигаций (пандабондов) с умеренными ставками для российского Минфина закрыт — спасибо китайским братьям.
В то же время есть маленькая надежда (как вера в новогоднее чудо), что с окончанием СВО и нормализацией ДКП Минфин всё же одумается и несколько снизит налоговое бремя для россиян.
Печать