Член СПЧ, председатель Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Александр Брод – о новой стратегии государственной национальной политики.Состоялось заседание Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ. Был подведен итог реализации Стратегии государственной национальной политики за последние годы и обсужден проект новой Стратегии. Ожидается, что в ближайшие дни президент своим указом утвердит Стратегию на 2026-2036 гг.
Она продолжает тот вектор национальной политики России, который осуществлялся в последние годы, был направлен на сохранение и развитие национальных культур, языков, традиций, на развитие российской гражданской нации и сохранение этнического многообразия. Это и противодействие экстремизму на национальной и религиозной почве, конфликтам и попыткам подорвать национально-религиозное единство.
В документе повышается ответственность регионов за реализацию стратегии, учитываются новые обстоятельства. В частности, присоединение новых регионов и защита жителей этих регионов от дискриминации. Подразумевается и повышение роли культуры, просвещения, образования в целях профилактики радикализма и укрепления народного единства и согласия. Больше внимание уделяется защите прав коренных и малочисленных народов
Для меня, как для правозащитника, который занимается защитой избирательных прав граждан, важно, что в проекте Стратегии есть позиция о недопустимости негативного использования национально-религиозной тематики в период избирательных кампаний. Ассоциация НОМ в сотрудничестве с профильной комиссией ОП РФ (председатель Владимир Зорин) и Ассамблеей народов России ведет мониторинг подобных недопустимых проявлений. Их, конечно, меньше, чем в девяностые, в начале двухтысячных годов, но недобросовестные политики в целях самопиара все еще используют элементы радикализма, мигрантофобии, шовинизма. Такие факторы нужно фиксировать, информировать правоохранительные органы и избирательную систему.
Кроме того, мы видим попытки Запада сыграть на национальной карте, спровоцировать волнения на национальной почве. Подобное мы наблюдали в прошлые годы в регионах Северного Кавказа, в Башкортостане, Якутии. Такие попытки, я думаю, будут усиливаться, особенно сейчас, накануне кампании по выборам депутатов Государственной думы.
Уделяя внимание коренным и малочисленным народам, тоже нужно учитывать реализацию их избирательных прав. Общественные палаты регионов не первый год ведут мониторинг досрочного голосованиям в отдаленных, труднодоступных районах Севера и Дальнего Востока. Туда, где нет стационарных избирательных участков, выезжают представители избирательных комиссий. Добираются на вертолетах, водным транспортом, на вездеходах. Естественно, такой процесс тоже необходимо сопровождать общественным контролем и мониторингом. Кстати, известно, что Центральная избирательная комиссия и ряд избирательных комиссий субъектов уже в пилотном режиме практиковали использование беспилотников для доставки бюллетеней в отдаленные и труднодоступные районы. Также планируется использовать средства спутниковой связи для того, чтобы в перспективе жители отдаленных и труднодоступных районов могли проголосовать дистанционно. Это облегчило бы работу избирательных комиссий и сэкономило бы ресурсы на использование транспорта, потому что аренда вертолета – весьма дорогое удовольствие. А порой эти вылеты длятся неделями.
Очень важно, что Стратегия уделяет внимание защите прав граждан, как сказано в документе, невзирая на их национальную, социальную принадлежность и вероисповедование. Среди этих прав, безусловно, подразумевается и свобода волеизъявления, реализация избирательных прав.
Печать