Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о путях решения демографических проблем, стоящих перед человечеством.Кроме победы в СВО, ключевая задача для России — демографическая, заявил Путин.
Старый Свет, в том числе и Россия, находится в глубоком общественном кризисе. И западная, и восточная Европа вырождаются. Островок жизни — Косово, однако даже там фертильность 1,9 ребенка на женщину не обеспечивает уровня естественного воспроизводства населения.
Десятилетия остроту проблемы вымирания удавалось сглаживать миграционными потоками, но Ближний Восток и страны Азии тоже в демографическом переходе (урбанизация и падение рождаемости), и там такие же проблемы, как в странах Европы — просто с отставанием на одно–два десятилетия.
Это значит, что уже к середине века механизм «покупки» новых европейцев в Азии перестанет работать. Да и далеко не факт, что к тому времени жизнь в Западной Европе будет лучше, чем в Азии или Африке. Слишком много накопленных проблем в Европе не сулит безоблачного будущего: устаревшая инфраструктура, дефицит энергии, огромные долги и утрата технологического лидерства. На этом фоне Россия — изобилующая свободной землей, водой и энергией — выглядит как островок будущей стабильности на континенте.
Мировая надежда человечества — на Африку. Но и это не точно. Проблема в том, что если демографический переход в Старом Свете занял 50–70 лет, то сейчас развивающиеся страны проходят его за 15–20 лет. Еще вчера динамично растущие Китай, Индия, Турция и т. д. начинают резко замедляться. То же может произойти в Нигерии или Египте.
Уже очевидно, что политики и учёные пытаются смотреть за горизонт. В Японии ставят на роботов (рост производительности труда в промышленности), в США — на искусственный интеллект и крипту: самоисполняющиеся протоколы, позволяющие ликвидировать учёт и контроль со стороны человека. То есть делают ставку на сокращение числа администраторов, IT‑специалистов и прочих банкиров.
В России и Китае рассчитывают на резкий рост продолжительности здоровой жизни и, возможно, на возрождение естественного прироста населения. Самое гуманное будущее — российско-китайское. Однако бессмертие человечество ищет уже тысячи лет. А проблемы демографии сегодня остры как никогда.
Печать