В этом году выборы депутатов законодательных собраний состоятся в 11 регионах РФ. В Алтайском и Краснодарском краях, а также в Рязанской и Самарской областях будут избирать новых депутатов Госдумы. Сразу в 22 административных центрах пройдут выборы очередных созывов городских советов. А в Махачкале и Самаре их сформируют из представителей внутригородских районов, которых также изберут 14 сентября.
Заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля» Валерий Прохоров – о том готовы ли системные оппозиционные партии в регионах вписаться в политический ландшафт и предложить избирателям собственную повестку.Оппозиционные партии в России, похоже, смирились с ролью участников общего внутриполитического контекста, сформированного вокруг «консенсуса СВО». Это значит, что в их риторике на региональных выборах 2025 года вряд ли стоит ожидать появления новых оригинальных тем или неожиданных предложений. Конкуренция между партиями, вместо попыток сформировать содержательную повестку, сведется к формальным спорам и акценту на традиционных тезисах, уже давно утративших актуальность.
В регионах, где ожидаются конкурентные выборы, основное внимание, вероятно, сосредоточится на личностях кандидатов. Дебаты и борьба обещают стать настоящим «шоу харизм», где значение тем и программ отходит на второй план, уступая место драматургии избирательной кампании. Таким образом, электорат, скорее всего, станет свидетелем спектакля, в котором обсуждение реальных стратегий подменяется эмоциональными выступлениями и визуальной эффектностью.
Главная проблема заключается в том, что ни власть, ни оппозиция, по сути, не занимаются обсуждением долгосрочных перспектив страны. В условиях, когда разговоры о будущем формально не запрещены, оппозиция могла бы стать той силой, которая предложит обществу содержательные и смелые инициативы. ЛДПР, например, могла бы разработать программы использования искусственного интеллекта для бюджетной эффективности, используя уже созданную партийными умельцами нейросеть. КПРФ могла бы предложить перезагрузку местного самоуправления через цифровые платформы, вдохновляясь советскими идеями народовластия. «Справедливой России» следовало бы сосредоточиться на защите прав работников цифровых платформ в регионах (там это проблема ощущается куда острее, чем в столицах), а «Новые люди» — адаптировать свои идеи к потребностям глубинки, включая программы поддержки локальных ячеек гражданского общества.
Однако партии продолжают оставаться заложниками стереотипного формата выборов, ориентированного на краткосрочные лозунги и личные амбиции кандидатов. К сожалению, российских версий Илона Маска или Вивека Рамасвами в нашем политикуме пока что не видно. А именно такие фигуры, способные соединить харизму с содержательной повесткой, могли бы вдохнуть жизнь в текущую политическую систему.
Печать