Президент Тайваня Лай Циндэ, победивший на президентских выборах в январе этого года под лозунгами сохранения независимости острова, сегодня пытается натравить Китай на Россию, атакует экс-президента США Дональда Трампа и устраивает репрессии против оппозиционной партии.
Это означает, что кризис в Азии будет только нарастать. Международное право находится целиком на стороне Пекина – независимость Тайваня признали всего 15 государств, самые крупные из которых это Гватемала и Гондурас, а самый влиятельный – это Ватикан. Остальной список состоит из крошечных островов-государств наподобие Науру и Маршалловых островов.
От силового решения тайваньского вопроса Пекин удержало две вещи – обещание Вашингтона силой защищать независимость острова, которую он не признает, и опасение того, что американские экономические санкции разрушат китайскую экономику. Но постепенно эти страхи китайского руководства уходят в прошлое.
Во-первых, современные войны показывают, что казавшаяся еще несколько лет назад непобедимой военная армада США не способна справиться даже с йеменскими хуситами. Китайские власти поняли, что не обязательно пытаться построить флот, равный по мощи американскому, и начали активно наращивать усилия в области разработки гиперзвуковых ракет и отрабатывать технологии по использованию роя боевых дронов.
А во-вторых, стало совершенно очевидно, что американские санкции неизбежны при любом поведении Пекина – Вашингтон взял четкий курс на сдерживание передовых отраслей китайской экономики.
На этом фоне кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп намекнул, что может пересмотреть политику Вашингтона в отношении военной поддержки Тайваня. «Я считаю, что Тайвань должен заплатить нам за оборону. Знаете, мы ничем не отличаемся от страховой компании. Тайвань нам ничего не дает. Тайвань находится в девяти с половиной тысячах миль от нас. От Китая до него 68 миль. Небольшое преимущество, и Китай — огромный кусок земли, они могут просто разбомбить его», — заявил Трамп месяц назад.
Кроме того, он дал понять, что рассматривает Тайвань как экономического конкурента США, поскольку остров доминирует в производстве микросхем.
Президент Тайваня не решился лично читать нотации вероятному победителю президентской избирательной кампании в США и попросил сделать это министра экономики острова. Го Чжи-хуэй заявил, что у Трампа может быть некоторое недопонимание по вопросам производства чипов, и пообещал просветить его на этот счет.
Сам же Лай Циндэ решил поучить председателя КНР Си Цзиньпина тому, с кем Китаю стоит воевать. «Если движущей силой китайских амбиций в отношении Тайваня является полное прекращение «века унижений», то можно было бы ожидать, что Китай отдаст приоритет возвращению у России земель, утраченных по Айгунскому договору (от 1858 года – «Монокль»)», — сказал президент Тайваня.
Попытка поссорить Москву и Пекин, вбросив в СМИ исторические факты из позапрошлого века, свидетельствуют не только о наивности Лай Циндэ, но и том, что он, подобно утопающему, судорожно хватается за любую соломинку.
Кроме того, президент Тайваня явно не уверен в поддержке своего курса парламентом острова. На партийных выборах, прошедших параллельно с президентскими, победу одержала партия Гоминьдан, выступающая за сближение с Китаем. Она получила 52 мандата.
Политическая сила президента «Демократическая прогрессивная партия» получила 51 портфель, а «Тайваньская народная партия» (ТНП) сумела завоевать всего 8 парламентских мест, но ее мнение стало решающим. И вот прокуратура Тайбэя арестовала лидера ТНП, бывшего кандидата на пост президента Кэ Вэньчжэ, по обвинению в коррупции. Через два дня суд постановил освободить политика, поскольку у прокуратуры не оказалось доказательств, подтверждающих обвинения.
Можно сказать, что теперь отношения Лай Циндэ с парламентом безнадежно испорчены, равно как и с Дональдом Трампом, не говоря уже о России и Китае.
Печать