Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин – о духовных векторах развития Вологодской области. Стремление губернаторов к провозглашению идеологических основ – конечно, нечастое явление. Хотя и есть губернаторы, которые не чураются идеологии, в Якутии, например. В какой-то мере еще Бату Хасиков, Рамзан Кадыров. Что касается не национальных регионов, то здесь это встречается реже. Но, тем не менее, тоже присутствует. Работа Вячеслава Гладкова в Белгороде – это в первую очередь идеологическая работа. Он выступает и как хозяйственник, и как человек, который круглосуточно на связи, и как идеолог. Есть некоторые идеологические моменты в работе у липецкого Артамонова.
Но некоторые губернаторы прямо отказываются от постулирования идеологии в том или ином формате, как это делает Сергей Собянин, хотя в его деятельности идеология сама по себе проявляется, из его работы она исходит. Тем не менее, наверное, регионы, чьих руководителей относят к технократам, в основном имеют дело с брендом, когда имеет значение упоминание региона на федеральном уровне, а не та или иная идеология.
Я бы обратил внимание на Новгородскую область. Никитин, который в Новгороде выступает как технократ, на федеральном уровне пытается продемонстрировать себя как раз идеологом, использует богатую новгородскую историю для презентации региона.
Это, мне кажется, очень правильный и значимый пример, особенно для Вологды. Потому что если мы говорим о
динамическом консерватизме, то я бы, пожалуй, произнес следующие слова: сейчас у нас есть русский фронт, это Донбасс, Луганск, а Вологда– это большой русский тыл, на который опирается страна. И в этом контексте Вологда выступает как духовная столица. Питер – культурная столица, Москва – политическая, Новгород – историческая столица, Нижний Новгород – купеческая столица, Сочи – туристическая. А Вологда – духовная столица – очень правильно презентовала себя как территорию Святой Руси и русской святости, территорию великого служения Дмитрия Прилуцкого, Кирилла Белозерского – учеников Сергия Радонежского. Огромное количество монастырей в Вологодской области делают этот регион центром русской духовности, чистоты и святости. Кстати, чистота имеет прямое выражение в базовых продуктах Вологодской области: вологодское молоко, вологодское масло.
Когда мы говорим о Вологодской области, мы говорим об истории духовного подвига, об исторических и культурных памятниках, ну и, конечно, о природе: лоси, медведи, тетерева и прочая живность населяет леса региона. Хотя, конечно, понятно, что главное достоинство и достояние региона люди. Когда мы смотрим на Вологду, мы действительно видим, что это центр православия, духовности, нравственности и, конечно, консерватизма тоже. Здесь – Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году Преподобным Кириллом, последователем Сергия Радонежского. Это все говорит само за себя. Все это места силы, точки объединения, точки духовности. И все это находится в динамическом развитии.
От советского периода, когда церкви закрывались, монастыри изгонялись, все изменилось в лучшую сторону, и сейчас возрождение этой духовности позволяет нам говорить о том, что Вологда действительно становится центром русском мира. Вологодский кремль с его Софийским и Воскресенским соборами тоже представляет собой не просто камни красиво сложенные, а идею господства православия на Севере Руси, по крайней мере, ее центрального исторического региона. Когда мы говорим о Вологде, мы должны иметь в виду прежде всего вот это, что это центр духовности и центр Святой Руси, притяжение Святой Руси. Именно так и нужно преподносить этот регион.
Что касается сегодняшнего развития, пока в Вологде мы не можем говорить о каком-то грядущем демографическом прорыве, к сожалению, так же, как и во всех других регионах Центральной России. Но хотелось бы к этому стремиться, основания для этого есть. Малоэтажная застройка присутствует и в Вологде, и в Череповце, и в этом отношении можно двигаться. Не зря президент сейчас объявляет целый ряд новых демографических проектов, и возможно при серьезной работе региональных властей, духовенства и при изменении менталитета граждан, удастся добиться того, чтобы переломить вот этот негативный демографический тренд.
Георгий Филимонов предлагает идеологию, основанную на патриотизме, на традиционных ценностях. И в этом отношении ведет к объединению политических сил разного оттенка и разных направлений в Вологодской области. Динамический консерватизм патриотического формата идеологически близок для целого ряда политический партий и сил. Поэтому можно ожидать некоторого объединения даже оппозиционных представителей вокруг кандидата в губернаторы.
То, что целый спектр политических сил приглашен к участию в выборах главы регионов, очень важно. Как и то, что врио губернатора предложил поддержать прохождение муниципального фильтра для оппозиционных кандидатов, для того чтобы и конкуренция была, и проверка делом прошла.
Что же касается традиционных ценностей, то для региона они очень важны, потому что как раз через них реализуется так называемая Вологодская мечта о будущем. То же малоэтажное строительство на селе – это реализация демографического проекта, реализация идеи о своем доме, достоянии, имуществе. Это и призыв к молодым врачам, учителям, работникам культуры создавать семьи в Вологодской области, пускать корни на земле. Это акцент на поддержку малого и среднего предпринимательства, тоже свое дело на своей земле, оно должно продолжаться наследниками, династиями. Развитие туризма – имеет прямое отношение к традициям гостеприимства. В общем, идеологический посыл врио губернатора очевиден.
Русский мир имеет большое мировое значение, это русские по крови, русские по духу, русские по языку, находящиеся на территории всей планеты. Поэтому, когда мы говорим о русским мире применительно к конкретной точке пространства, в данном случае к Вологде, мы должны понимать, что в Вологде русский мир представлен практически на 100%, русских в Вологде, по статистике, 85%, но следующие за русскими идут украинцы 0,29%, армяне 0,14%. Очевидно, что все эти «другие», которые 13% составляют, это тоже русские. Да и украинцы — это тоже русский мир. В общем, конечно же, русский мир он огромен, и он не включает в себя не только русских по национальности, он шире.
Печать