Член Федерального совета Российской экологической партии «Зеленые», эксперт Центра ПРИСП Андрей Новиков – о путях решения экологического конфликта вокруг целлюлозно-бумажного комбината «Маяк» в Пензенской области.Уже несколько лет загрязнение сточными водами реки Старая Сура стало одной из мейнстримных тем сетевых СМИ Пензенской области. Местные журналисты и общественники последовательно и методично привлекали внимание земляков к данной проблеме (и это само по себе похвально). Однако сложившуюся ситуацию нельзя оценивать вне ее контекста, и потому крайне важно учесть детали зарождающегося конфликта вокруг целлюлозо-бумажного комбината «Маяк».
Проблема загрязнения реки выбросами ЦБК действительно существует, и негатив со стороны гражданских активистов по этому поводу вполне понятен. Запрос на обеспечение должного качества экологической среды в обществе крайне высок. Местные жители воспринимают вопрос о загрязнении Старой Суры достаточно болезненно, поскольку он напрямую касается их благополучия.
Но также мы должны признать, что обвинения в бездействии адрес руководства «Маяка» беспочвенны. Как и предположения о том, что владельцы предприятия едва ли не преднамеренно отравляют реку. Напротив, сейчас вопрос решается на самом высоком уровне. Нужно помнить о том, что проблема загрязнения Старой Суры возникла не вчера. Вопрос выбросов поднимался годами, но решался, к сожалению, по принципу Ходжи Насреддина («или я, или эмир, или ишак»). Дело сдвинулось с мертвой точки лишь примерно три года назад. Новоизбранный губернатор Олег Мельниченко (при поддержке членов Совета Федерации) совместно с холдингом «Маяк» последовательно реализуют проект по созданию инновационной системы очистки сточных вод на предприятиях этой компании. И он уже близок к завершению: ввод новых очистных сооружений в эксплуатацию запланирован на июль 2024 г. Они будут работать на основе технологии «активного ила». В чем заключается ее сущность? Первоначально загрязненные воды пропускаются через собственно «активный ил» — колонии простейших и бактерий, использующих загрязняющие вещества в процессе питания. Ил в данном случае работает почти как магнит, притягивая к себе большую часть вредных элементов. После этого сточные воды перенаправляют в систему фильтров и аэраторов, позволяющую удалить остатки загрязняющих веществ. Затем воду обеззараживают ультрафиолетом. Эта технология уже прошла апробацию на аналогичных производствах, ее эффективность подтверждена практикой.
Корректность условий эксплуатации и качество монтажа новых очистных сооружений гарантируется не только повышенным вниманием со стороны губернатора. Вопрос «взяла на карандаш» лично Валентина Матвиенко, а ее коллеги из Совета Федерации, ранее помогавшие Олегу Мельниченко «продавить» вопрос о федеральной поддержке строительства очистных, регулярно посещают ЦБК с инспекциями.
Безусловно, необходим и общественный контроль за проведением работ и функционированием объекта. Но его организация возможна именно в рамках диалога с властями: агрессивный прессинг ее представителей в социальных медиа убеждает «лиц, принимающих решения» лишь в недоговороспособности местных активистов. Сейчас крайне важно объединить усилия руководства предприятия, представителей региональной власти, профессиональных экологов и общественников. Лишь синергия их усилий позволит максимально эффективно нивелировать вред для окружающей среды, сохранив при этом само предприятие (т.е. рабочие места, налоговые отчисления и т.д.).
Дополнительным аргументом в пользу перехода заинтересованных сторон к кооперации усилий служит наличие у проекта поддержки на федеральном уровне. Этот фактор даст возможность уже в обозримом будущем продолжить модернизацию экологического контроля на производстве ЦБК.
Таким образом, переход экологов, общественников и журналистов от конфронтации к сотрудничеству с властями и бизнесом в вопросе борьбы с выбросами становится одним из главных условий нормализации экологического состояния Старой Суры.
Печать