Политтехнолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП Антон Садкин – об итогах стратегической сессии по плану «На севере жить» в Мурманской области. Решение о пролонгации стратегии «На севере жить» и ее адаптации к новым вызовам было вполне ожидаемым. В сентябре этого года состоятся выборы губернатора Мурманской области. Участие в них Андрея Чибиса – секрет Полишинеля. «Кандидату №1» так или иначе потребуется предвыборная программа. Использование «На севере жить» в этом качестве – вполне логичное решение.
Превращению хорошо известной и в целом позитивно воспринимаемой стратегии в полноценную предвыборную программу препятствовал лишь один фактор: многие ее цели уже были достигнуты. За счет этого «На севере жить» отчасти превращалась в перечень имеющихся достижений, что мешало стратегии реализовать одну из базовых функций предвыборной программы – формировать позитивный образ будущего. Именно наличие этого изъяна, вероятнее всего, стало одной из главных причин решения о «перезапуске» «На севере жить» за счет адаптации к обновленной повестке дня.
Матрицы
развития региона, равно как и мастер-планы преображения Мончегорской и Мурманской
городских агломераций в текущих условиях естественным образом превращаются в инструмент предвыборной агитации. И это в принципе является нормой: нативная агитация путем анонсирования востребованных общественностью проектов является неотъемлемой частью кампаний кандидатов от условной «партии власти» в каждом уголке земли.
Однако существуют и значимые отличия между общепринятыми практиками и действиями команды Чибиса. Как правило, анонсируемые накануне выборов мегапроекты представляют собой результат творческой переработки «принципа Насреддина». Их разработчики исходят из того, что заказчик сможет (и будет) кормить избирателей обещаниями вплоть до завершения каденции, а затем эффектно удалится, свалив всю ответственность на предшественника, погоду, заговор масонов или козни Запада (нужное подчеркнуть). Это также неотъемлемый элемент политического процесса, порождаемый не столько цинизмом власть предержащих, сколько недостатками самих «народных масс». Как справедливо отметили два невоспетых технолога, «пока живут на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки». Но в рамках мурманского кейса это правило не работает. Именно потому, что «На севере жить» не является образом будущего в чистом виде.
В отличие от большинства коллег по цеху, Андрей Чибис может предъявить избирателям и результаты уже выполненной части стратегии, и подтвержденные решения о выделении финансирования на реализацию перспективных планов.
За счет этого основной месседж созданной командой Чибиса стратегии радикальным образом расходится с хрестоматийным «Не горюй, Иван Митрофанович, поднимем село». Наличие у мурманского губернатора как солидного «портфеля достижений» в рамках выполнения задач «На севере жить» в прошлые годы, так и возможности сослаться на неоднократно подтвержденную поддержку крупных инвесторов и федерального руководства переводит классические предвыборные обещания в категорию клятв и обетов.
И это может не только обеспечить Чибису уверенную победу. В будущем, в случае успешной реализации программы «второй пятилетки», он может накопить кредит доверия в объеме, достаточном для обеспечения общественной поддержки своих «назначенцев» на местах, что будет способствовать заметному росту управляемости на муниципальном уровне. Причем, этот эффект будет достигнут именно за счет капитала «мягкой силы», а не использования репрессивных механизмов или инструментария кулуарной политики.
Печать