Политический консультант, региональный представитель РАПК, эксперт Центра ПРИСП Даниил Ермилов – о векторах развития Дальнего Востока.В первую очередь обозначим «синиц в руках» – это глобальная транспортная магистраль
между рынком Китая и высоко премиальным рынком Европы. Проект называется «Пояс и Путь». Это глобальная инициатива Китая по отвязке китайского финансового, экспортного и внешнеторгового секторов от США и переформатировании финансового контура на Европу, Латинскую Америку и т.д.
Озвучен проект был еще в 2013 году. Речь здесь идет о попытке связать европейские рынки в обход морских путей, контролируемых США. Основные игроки проекта «Пояс и Путь» страны сухопутного коридора, среди которых Россия занимает лидирующее место. На данный момент попытки простроить инфраструктуру через страны средней Азии откровенно буксуют, а прошло уже десять лет.
Для понимания масштабов внешнеторговых связей Китая: США занимают сейчас лишь 12% в китайском товарообороте, а торговля между Китаем и Россией за год выросла более чем в 2,5 раза. В этой ситуации Россия сильно актуализирует повестку взаимодействия «Россия – Китай» и это, в том числе, делает Китай страной с глобальным присутствием. Что это дает для Дальнего Востока России?
Мы уже получили загрузку портов Приморского и Хабаровского краев, развитие складской инфраструктуры в логистических узлах, железнодорожное (модернизация БАМа и Транссиба) и автомобильное сообщение. Все это локомотивом потянет за собой дополнительные рабочие места, строительство и создание новейших технологических производств.
Далее по списку «синиц в руках» – ископаемые ресурсы, добыча которых позволяет развивать обрабатывающее производство, а это опять же рабочие места и инвестиции в инфраструктуру.
Замыкает список история с территориями опережающего развития. Здесь довольно узкое место с точки зрения развития всего Дальнего Востока.
А теперь пару слов о пресловутых «журавлях в небе». Существующие предприятия вполне себе существуют при нынешнем уровне электроэнергии, логистической инфраструктуре и людских ресурсах. Но когда речь заходит о высокотехнологичном производстве, то тут и проявляются подводные камни. Электроэнергия – дорогая, ее банально не хватит на все, что хотелось бы построить и запустить. В той же Японии 54 АЭС, а сколько на Дальнем Востоке? Перебрасывать из других регионов – та еще задачка, да и не решает она проблему, а скорее создает новые.
Логистика – опять же отдельная история. Качественных дорог реально не хватает – регион огромный. Если трезво посмотреть на карту, то мы увидим, что вся экономически активная часть сконцентрирована вдоль южных границ. Север остается неосвоенным по определению. Там нужна малая авиация, которая была при СССР, но оказалась забыта в эпоху рыночных отношений.
Строительство высокотехнологического производства требует квалифицированных рабочих рук, детям которых нужны школы и больницы и, собственно, перспективы проживания на Дальнем Востоке. Конечно, проблема решается точечно – возле ТОРов, например, но это не оказывает качественного влияния на те земли, где нет точек роста.
По всему Дальнему Востоку идет массовое строительство жилья, но при изучении вопроса выясняется, что в основном речь идет об административных центрах – Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске.
Самое печальное, что рядовые жители все это видят, понимают, что фикция и по-прежнему «живут на чемоданах», и никакими «дальневосточными гектарами» их уже не удержать. Впрочем, их нельзя в этом винить, потому как управленческие команды администраций краев и областей – тоже временщики и выстраивают работу «в проектном режиме».
Таким образом, ключевые векторы развития Дальнего Востока — транспортная логистика, добыча ресурсов (недра, лес, рыба, золото и т.д.) и открытие производств в ТОРах. Все это охватывает южную приграничную часть, а вся остальная территория требует совсем иной стратегии.
Печать