Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – об участии вологодской делегации в работе форума «Экосистема. Заповедный край».Когда речь заходит о состоянии экологии в России, многие библиофилы поневоле вспоминают «Неукротимую планету» Гарри Гаррисона. Нет, конечно, до летучих отрядов ядовитых ежей, охотящихся в лесах по осени за грибниками, дело еще не дошло. Но по многим моментам картина состояния окружающей среды откровенно удручающая. Однако, к великому счастью, мы можем не спешить с сочинением надгробных эпитафий для окружающей среды. Практика показывает, что человек способен эффективно устранять ущерб, причиненный себе подобными природе. И речь идет не только о технологическом, но и организационном потенциале. Именно благодаря которому к борьбе за экологию в массовом порядке начали подключаться структуры, которые прежде традиционно ассоциировались c уничтожением всего, что растет, бегает, ползает и плавает. И речь в данном случае не про Европу или Северную Америку.
Совсем недавно на Камчатке был дан старт для проведения молодежного форума «Экосистема. Заповедный край». В ходе которого химический холдинг «ФосАгро» (один из крупнейших производителей фосфоросодержащих удобрений в мире) отчитался о высадке свыше 110 тыс. деревьев в Вологодской области и планах сократить выбросы углекислого газа от своих производств более чем на треть.
Одновременно стало известно, что на предприятиях «Северстали» на Вологодчине (а именно этой корпорации принадлежит знаменитый Череповецкий металлургический комбинат) почти завершилась работа по созданию закрытой водооборотной системы: объем сбрасываемых сточных вод сократился почти на 50%.
И это поневоле ставит нас перед вопросом: как это стало возможным?
Вполне очевидно, что рост интереса бизнеса к «зеленым» проектам нельзя объяснить филантропическими соображениями и любовью к природе руководства корпораций. Будь это правдой, мир не знал бы историй Бхопала и Миноматы. Рост экологичности производств и вовлеченности бизнеса в «зеленые» инициативы – прямое следствие изменений в политическом управлении. И речь идет не только о федеральных инициативах. Часто определяющим фактором является именно позиция губернатора в сочетании с его навыками коммуникатора и модератора. Так, команда Олега Кувшинникова сумела наладить диалог с крупным бизнесом в Вологодской области и убедить его руководство в необходимости «вложиться в экологию», одновременно грамотно вписавшись в федеральный нацпроект. В результате все стороны оказались в выигрыше.
Можно ли популяризировать этот подход? Да, безусловно. Будет ли это легко? Конечно, нет. Нужно ли это? Тысячу раз да. Не нужно дожидаться момента, когда упадет последнее дерево и высохнет последняя река, чтобы понять, что деньги нельзя есть.
Печать