Электоральный юрист, член адвокатской палаты Москвы Юлия Белоус – о методах предвыборной борьбы на конкурентных выборах ВДЛ.Предвыборные мемуары - кто не задавался идеей их когда-либо написать? Начну понемногу.
Вспоминаются, прежде всего, конкурентные кампании.
Когда война идеологий, война креатива, война зачисток и расклейщиков, юристов, ресурсов? Когда до утра штаб кипит идеями, мыслями, бумагами? Дым стоит коромыслом, все доставщики и таксисты знают штабной адрес и мчат туда, возобновляя ресурс бойцов невидимого фронта.
Со времен возврата губернаторских выборов, в конкурентных выборах ВДЛ я не участвовала. О них знаю только понаслышке, хоть и из первых уст. В основном это проигрыш основного кандидата во втором туре, когда в первом система не справилась и не смогла вытащить «своего». Знаю, что на такие вторые туры собирали весь цвет политтехнологий в попытке спасти ситуацию.
Чаще конкурентные кампании встречаются на округах в Государственную Думу, а еще чаще - в региональные парламенты. Там вот уже бывает и дым, и коромысло, и огонь, и вода. И бывает так жаль, что с сильными оппонентами «расправляются» с помощью сомнительных судебных процессов, например, или с помощью административных методов достижения результата (назовем это так, во избежание). Вот на одном таком округе на выборах в ГД конкурента сняли через суд по надуманным юридическим основаниям, удивившими всех. При том, что по реальным нарушениям суд често встает на сторону нарушителя и не ввязывается в предвыборную борьбу.
Опыт подсказывает, что самыми конкурентными за последние 10 лет были все же муниципальные кампании. Здесь ресурсов меньше, зато интересов частных часто больше затрагивается, слишком все повязаны, как говорится «спят под одним одеялом всем муниципалитетом».
Случался, например, на такой кампании невероятный просчет: когда все предвещало непрохождение барьера для получения конкурентами мандата, а в протоколах ночью в день голосования мы увидели результат в 30% голосов, что давало 4 мандата минимум.
Вспоминаются и неформальные способы борьбы: проколотые колеса, угрозы, поджоги машин сотрудников штаба.
На одной из кампаний в день голосования руководителю штаба заварили снаружи металлическую дверь в квартиру. В другой раз заглушили сигнал сотовой связи в штабе в день голосования. Или с помощью липового решения, привезенного в день голосования в УИК, были отозваны все наблюдатели, направленные партией-конкурентом. Или осада в прямом смысле избирательного участка с битьем стекол и попытками прорваться внутрь, сдерживаемыми Росгвардией, для срыва подсчета голосов.
В моменте все это возмущает, парализует, расшатывает, а спустя время это вспоминается с улыбкой и даже гордостью, что и это тоже случалось.
Печать