В Госдуму внесли законопроект, которым предлагается обязать студентов-бюджетников отрабатывать три года по распределению, а в случае отказа — возмещать расходы государства на обучение.
Инициативу депутатов прокомментировала политконсультант, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП Алена Август.Сейчас уделяется много внимания работе системы образования, особенно в высшем звене, с индустриальными партнерами – с теми предприятиями, организациями, куда после обучения смогут направить свои стопы лучшие выпускники.
Буквально на днях принимались некоторые новеллы в отношении студентов, которые будут учиться по договорам с организациями. И наконец-то эти договоры будут проверяться, поскольку наш российский народ «изобретателен» во всем, особенно в отношении своих детей. И зачастую, когда наличие договора с предприятием помогало поступить на какой-то факультет, особенно на бюджетное отделение, родители предпринимали всяческие усилия, чтобы договор был, а исполнять его было не нужно. К сожалению, такие случаи были нередки.
Я думаю, что это как раз та самая эффективная пересборка системы образования, которая приблизит образование – от школьного до среднего профессионального и, тем более, вузовского – к практике. Которая предполагает большую практикоориентированность на задачи государства.
Мы как современная, думающая страна не можем себе позволить обучать людей, которые потом не пригодятся. Тем более на бюджетном отделении. Мы не можем позволить себе оставить пустыми заводы. Не можем позволить готовить таких врачей (это шесть-девять лет, огромные вложенные средства), которые потом не придут в больницы и поликлиники.
Именно поэтому сейчас, кроме того, что вводится система обязательного исполнения договоров на бюджетных специальностях, активно внедряется система индивидуальных образовательных траекторий в вузах. У нас порядка ста вузов отобрано в проект «Приоритет 2030» и к тридцатому году, как минимум, эти сто вузов должны стать образцами – как работать на пользу государству, как готовить профессионалов, отвечающих задачам, которые сегодня ставит медицина, промышленность, образование и все отрасли экономики.
И, конечно, это еще один шаг к тому, что люди будут работать там, на что учились. Но для того, чтобы это состоялось, мало одной только истории с договорами. Нужно действительно пересобирать систему образования, ориентировать ее на задачи государства, обеспечивать студентам индивидуальные образовательные траектории. Когда человек, поняв курсе на втором, что это не совсем то, что он хотел делать в жизни (а такое бывает), сможет пересобрать свою профессиональную образовательную траекторию. И все-таки быть нужным стране и успешным в работе. Когда студент четко понимает, к чему он идет, он мотивирован стать лучшим хирургом или лучшим инженером, за счет индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) он доберет себе компетенции.
Сегодня мы говорим о технологическом суверенитете, а у нас нет достаточных инженерных кадров в стране. Мы говорим об улучшении работы системы образования и медицины, а у нас нет достаточных и мотивированных к работе кадров в нужном объеме. В тоже время институты работают, но получается, что работают вхолостую. Это огромная проблема. Огромные затраты государственных средств и нарушение стройности работы государственной системы.
Это ни в коем случае не означает, что для кого-то закрываются какие-то возможности. Нет. Сейчас профориентационные программы вводятся в школах с 6 по 11 класс. Всячески привлекаются родители, чтобы их образовывать, так как они тоже не понимают, что происходит на современном рынке труда. А именно родители являются для детей источником советов, и эти советы должны быть квалифицированными.
И вот когда все эти инициативы – работа с родителями, работа с талантами, профориентационная бесшовная система, плюс договора, плюс индивидуальные образовательные траектории в вузах – заработают, жить мы все будем счастливо в стране, в которой лучшие специалисты всегда востребованы и по определению нет лишних людей. И стране будет вообще по барабану на все внешние санкции и негативные воздействия, которыми нас пытаются утопить. Нет. Мы не утонем. Не дождетесь.
Печать