Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о месте права в мире, где нет нейтралитета и полутонов. Больше года прошло с момента, когда умер нейтралитет, оттенки стали непростительной роскошью, а необходимость публичной присяги одному из полюсов превратилась в навязчивый императив неравнодушных.
Новый мир основательно встряхнул и то, о чем так редко говорят вдумчиво и всерьез — право. Откровенно говоря, большая часть юристов промышляет процедурами и ритуалами, но отнюдь не правом. Это в равной степени касается и тех, кто, профессионально захлебываясь пафосом, любит на трибунах и кафедрах талдычить с придыханием затертые до дыр банальности.
Как заметили еще в Древнем Риме, право — это искусство добра и справедливости. И с первым, и со вторым сейчас туго.
Мир треснул, институты осыпались, политика окрасилась в хаки. Право стремительно сжимается, — его место занимает что угодно: эмоции, военный расчет, пиар-эффекты. В общем, не-право.
Право предполагает концентрат формальной логики, очищенный от эмоций и конъюнктуры, главная цель которого — обеспечить справедливый баланс интересов и ценностей. В новой реальности каждое из слов не очень желанный гость, но наиболее одиозное – баланс.
С одной стороны ринга со ссылкой на моральный карт-бланш возводятся в принцип двойные стандарты, неизбирательность репрессивного воздействия и политическая инструментализация юридического.
С другой стороны, принцип «лояльность важнее профессионализма», неизбирательность репрессивного воздействия и политическая инструментализация юридического.
Глупость и свирепость одних служит оправданием глупости и свирепости других.
Нейтралитет мертв. Полутона не в моде. Поддерживающий лишь один какой-то тезис какого-то из полюсов в реестрах другого полюса будет записан как поддерживающий оппонента во всем, «оптом». Правовая оптика, ценная своей способностью различать оттенки при квалификации конкретных действий, не особенно актуальна.
В таких декорациях любой, кто зачем-то решает всерьез размышлять о праве, ощущает себя неуютно и неуместно. И все чаще от коллег можно услышать о бессмысленности правовых штудий в мире не-правового. При всей понятности эмоций и нравственного апломба такой правовой абсентизм абсолютно неуместен, особенно сейчас.
Потому что, как сказал бы Роберт Пенн Уоррен: «Ты должен сделать право из не-права, потому что больше его не из чего делать».
Печать