Одним из значимых политических событий марта стала победа партии «Фермерское движение» (BoerBurgerBeweging) на Провинциальных выборах в Нидерландах. Теперь «фермеры» могут получить до 16 мест в Сенате из 75 возможных. Если прогнозы оправдаются, партии «Фермерское движение» станет крупнейшей партией в Верхней палате парламента, обойдя правительственную партию премьер-министра Марка Рютте.
Политолог, автор канала «KOAL KOAL» Мирильяс Агаев – о том, что стоит за успехом «фермеров» на прошедших выборах в Нидерландах.Нидерланды являются идеальным кейсом для изучения современной политики, однако их политические баталии остаются вне внимания российских специалистов. И зря. В Нидерландах свое отражение находят многие основные тренды XXI века. Более того, Нидерланды в политическом смысле – это законодатель моды.
Перед последними парламентским выборами положение премьер-министра Марка Рютте казалось противоречивым. После скандала с детскими пособиями рейтинги Народной партии за свободу и демократию (VVD) упали. Процесс формирования правительства шел не так гладко, но, в итоге, Рютте удалось договориться с Democrats 66 (D66), Христианско-демократическим призывом (CDA) и Христианским союзом (CU). Однако после этого у Рютте начались проблемы.
На данный момент, рейтинги правительственной коалиции сильно просели. По прогнозам VVD сейчас может получить только 21-25 мандатов при полученных 34 мандатах после выборов 2021 г. Такая же тенденция коснулась и остальные 3 правительственные партии. Уровень одобрения правительства Рютте упал до исторического минимума. В стране сложилась ситуация исключительной поляризации.
К такому сценарию привел системный кризис управления, который охватил несколько сфер жизни. Самый интересный и необычный его аспект касается экологии. Нидерланды являются одной самых загрязненных европейских стран. Основная причина этого – развитие сельского хозяйства. Эта страна считается одним из мировых лидеров по экспорту сельскохозяйственной продукции в мире. Однако загрязнение, по мнению экологов, достигло критических значений. Это создает конфликт, который, по сути, определяет политический баланс. А если быть точнее, то его отсутствие.
В июле 2022 г. правительство Рютте затеяло экологическую реформу, согласно которой планировалось до 2030 г. на 30% снизить уровень выбросов азота. Эти планы потенциально могут негативно повлиять на критическое уменьшение количества поголовья рогатого скота. Это все привело к возобновлению в июле 2022 г. акций протеста фермеров. Их активность до сих пор не снижается. Последние акции проводились в канун провинциальных выборов. Они действительно сильно влияют на ситуацию в стране. Летом 2022 г. фермеры активно перекрывали дороги, несколько раз срывали цепочки поставок продовольствия для сетевых магазинов.
Протесты сильно повлияли на ситуацию внутри страны и способствовали ее поляризации. Тема загрязнений почвы и атмосферы является потенциальным фактором раскола правительства. Правоцентристские партии (VVD, CDA) проявляют гибкость в этом вопросе, в то время как левоцентристские партии (D66, CU) занимают принципиальную позицию о снижении уровня выбросов азота. Провинциальные выборы и майские сенатские выборы могут вывести эти противоречия на новый уровень. Коротко отметим влияние на падение рейтинга правительства жилищного, экономического и партийного кризисов.
Результаты провинциальных выборов 15 марта, как предполагалось, оказались неутешительными для правительственной коалиции. Во всех провинциях первое место заняла аграрное и популистское Гражданско-крестьянское движение (BBB). Прогнозы сенатских выборов им также пророчат первое место. Удачными выборы стали и для коалиции Зеленых левых (GL) и Партии труда (PvdA). Примечательно, что эти силы занимают противоположные позиции по экологическому вопросу: первые защищают интересы фермеров, вторые – «зеленых» активистов. Остальные не оправдали надежд. Правительственные партии потеряли. Но наибольший удар получила праворадикальная популистская партия «Форум за демократию» (FvD).
Эти результаты стали возможными из-за недовольства работой правительства. Привели они к сильному переходу голосов. Успех BBB связан с тем, что она получала голоса буквально от всех партий. Также с ней связывают рост явки.
Коалиция левых выросла за счет другого момента. Ей удалось консолидировать левый электорат. В этом смысле примечательно, что они получают поддержку избирателя D66. Важно и наличие перетока голосов от электората праворадикальной популистской Партии свободы (VVD) Геерта Вильдерса и избирателей, неучаствовавших в выборах 2021 г.
Основными источниками голосов стали правительственные партии и FvD. Голоса правых партий, в основном, притянула BBB, левые ушли к коалиции зеленых и лейбористов. Стоит отметить большую долю избирателей, которые разочаровавшись в своих партиях, решили не голосовать. У FvD эта доля аномальна. 4 избирателя из 10, которые выбрали ее в 2021 г., решили не участвовать в выборах 2023 г. Популистский потенциал BBB показывает ее способность получить аж 10% поддержки от электората «Форума» на парламентских выборах. Тоже самое показывают цифры по оттоку голосов от PVV и «Правильного выбора 2021» (JA21). Потенциал трех счастливчиков показывает то, что они лучше вдохновляли на участие выборах избирателей, которые не участвовали в выборах 2021 г.
Как показывают итоги, ничего хорошего выборы правительству не дали. Провинциальные советы, которые были выбраны 15 марта, в мае будут выбирать членов Сената. Поэтому доминирование BBB в условиях поляризации – это вызов. Рютте сейчас будет стоять перед сложным выбором: либо потыкать своим коллегам и идти на сотрудничество с левой коалицией, либо попытаться договориться с BBB. Первое разозлит фермеров и может усилить главного бенефициара выборов. Второе может вызвать распад правительства. А не предпринимать действий нельзя, так как действия правительства могут быть заблокированы без наличия поддержки.
Печать