Поражение, которое, вероятно, ждет центристский альянс Эмманюэля Макрона в июне, будет, скорее всего, самым большим в его политической карьере. Financial Times считает, что избежать разгрома на выборах в Европарламент (ЕП) он уже не сможет – слишком мало до них осталось времени. Французские политологи сейчас задаются вопросом, кто сможет победить ультраправых на президентских выборах в 2027 году, как это сделал сам Макрон, который больше не имеет права выбираться в президенты Пятой республики, в 2017 и 2022 годах?
Эмманюэль Макрон, можно смело сказать, довел французов. Причем, сделал это не только во внешней и внутренней политике, но и в экономике. Согласно февральскому опросу Ipsos в списке главных забот французских избирателей с приличным отрывом лидирует стоимость жизни, которая быстро растет. Естественно, многие французы связывают этот рост с президентом и его правительством. ВВП Франции в январе-марте вырос на 0,2%, что даже немного выше ожиданий экономистов. Однако многие эксперты и, в частности, Шарлотта де Монпелье из банка ING, предупреждают, что по итогам всего 2024 года рост ВВП едва ли превысит 0,8% и 1,3% в 2025 году. Для сравнения: в прошлом году этот показатель составил 0,9%. Монпелье также обращает внимание на то, что доверие потребителей снизилось в апреле ниже средней отметки на целых 10%.
«Французы настроены, как никогда, пессимистично в отношении своего финансового будущего,- отмечает она,- и поэтому предпочитают сейчас экономить».
Низкое доверие - очень важный показатель для выборов, потому что оно является благодатной почвой для ультраправых и популистов. Для Макрона и его министров, среди которых, скорее всего, есть потенциальные участники выборов 2027 года, главная проблема в экономике – высокий дефицит бюджета, выросший с 2023 году до 5,5% от ВВП. Правительство уже объявило, кстати, вынужденно о сокращении расходов и скоро объявит о новых сокращениях в таких сферах, как соцзащита и бюджеты властей на местах. Такие меры необходимы для того, чтобы успокоить финансовые рынки, но они, как нетрудно догадаться, крайне непопулярны у населения и вполне вероятно негативно повлияют на шансы на следующих президентских выборах кандидатов, связанных с властью.
Попутно следует напомнить, что в 2022 году альянс Макрона потерял большинство в Национальной ассамблее. Это значит, что проводить непопулярные сокращения расходов правительству будет очень трудно. Если прогнозы относительно июньских выборов в Европарламент сбудутся и Макрон со своими сторонниками потерпит поражение, то, не исключено, что он может попытать счастья на внеочередных выборах в парламент Пятой республики. Например, в консалтинговой компании Eurasia Group вероятность внеочередных парламентских выборов во Франции оценивают в 60% и в 20% - победу на них ультраправых.
Несмотря на очень вероятное поражение альянса Макрона на выборах в ЕП, исход выборов внутри Франции предсказать значительно труднее, потому что французы нередко голосуют на таких выборах по-разному. Так, ультраправые выиграли выборы в ЕП и в 2014, и в 2019 годах, но на президентских выборах победить не смогли.
Очень вероятно, что внеочередные выборы в этом году подарят Франции подвешенный парламент, который, к слову, уже похоронил немало инициатив действующего президента.
Главный и самый сильный противник правящего альянса – ультраправая партия «Национальное объединение» (RN), возглавляемая Марин Ле Пен, которая является его президентом. Достаточно взглянуть на результаты последнего опроса Ipsos, согласно которому за RN на выборах в ЕП готовы проголосовать 32% избирателей, т.е. каждый третий, а за коалицию президента Макрона – лишь 17%, т.е. почти вдвое меньше. Особенно тревожно для действующего президента и его сторонников то, что они потеряли поддержку у молодых избирателей. Голосовать за коалицию резидента намерены лишь 4% избирателей в возрасте от 18 до 24 лет. Среди тех, кому за 70, показатель значительно лучше – Макрона готовы поддержать 29% избирателей.
Обращает на себя внимание список главных проблем французской молодежи: высокая стоимость жизни (45%), изменения климата (32%) и отсутствие чувства уверенности в завтрашнем дне (22%).
Явный сдвиг Эмманюэля Макрона после 2022 года вправо стоил его коалиции поддержки левых избирателей, которые голосовали за него на выборах два года назад. Потеряв голоса левых, центристы Макрона однако мало что приобрели на правом фланге, потому что правые избиратели предпочитают голосовать за RN и ее молодого председателя Жордана Барделлу, которому в сентябре исполнится лишь 29 лет и который уже является одним из наиболее популярных политиков Франции.
Кстати, согласно еще одному опросу Ipsos, на котором респондентов спрашивали, кого бы они хотели видеть победителем на президентских выборах 2027 года, первые два места заняли Марин Ле Пен и Жордан Барделла. На третьем месте бывший премьер-министр Эдуар Филипп. Лишь четвертым стал нынешний 35-летний премьер-министр Габриэль Атталь, тоже очень популярный в стране после назначения в январе этого года главой правительства. Правда, по популярности он все же не может сравниться с ультраправыми соперниками.
Печать