Фото с сайта:
Телеграм-канал Евгения Огородникова
Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о ближайших перспективах на мировом рынке нефти.Для тех, кто ждёт переизбытка нефти в ближайшие годы (а предновогодняя медиа-среда наполнена «медвежьими» прогнозами относительно будущих цен на нефть), есть плохая новость. Вот прямо сейчас в мире формируются предпосылки для нефтяного шока — так этот эффект называют страны, импортирующие нефть, или ценового суперцикла — так его называют страны, нефть экспортирующие. Итак:
Никакого пика потребления нефти в ближайшие годы не предвидится. Это последний прогноз МЭА, ранее все время ванговавшего, что вот-вот человечество сможет свернуть с порочного пути постоянного роста потребления нефти. Более того, прогнозы того же МЭА — это ежегодный рост потребления нефти на 1–1,5 млн баррелей в сутки, в зависимости от темпов роста мировой экономики.
Сланцевая добыча в Штатах — основной драйвер роста добычи в мире за последние 15 лет — прошла свой пик (данные Минэнерго США).
Вне стран ОПЕК+ свободных, незадействованных резервов нет, а страны с растущей нефтедобычей в мире можно пересчитать на пальцах одной руки: Бразилия, Аргентина и Гайана. В следующем году они нарастят добычу на 0,4 млн баррелей в сутки (данные Минэнерго США).
Ещё 0,4 млн баррелей в сутки (возможно, больше, в зависимости от реального мирового спроса) дадут страны ОПЕК+, запустив резервные мощности. Но резервы ОПЕК+ далеко не резиновые — номинально сегодня это около 3,5 млн баррелей в сутки. Какие незадействованные мощности добычи у стран ОПЕК+ в реальности — вероятно, не знают даже сами нефтяники, владельцы простаивающих скважин. Но даже в номинале резервов хватит на 2–3 года обычного мирового роста спроса на нефть, тогда как цикл разработки месторождения — от 10 лет и более.
Джокер — Венесуэла, производящая 1 млн баррелей в сутки. Уже в ближайшие недели эти объёмы выпадут с мирового рынка просто из-за пиратства и морской блокады, устроенной Штатами. А если американцы рискнут на сухопутную операцию, то венесуэльская нефть выпадет надолго — на несколько лет.
В общем, цены на нефть будут расти. Темпы роста будут определять форс-мажоры типа вторжения в Венесуэлу (и Иран) и скорость падения добычи на сланцах США. У ОПЕК+ возможностей сдержать этот рост нет.
Печать