Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников - о цифровизации российских банковских сервисов.К банковскому сектору России может быть много претензий — от излишней жадности до невмешательства в борьбу с мошенниками. Однако по уровню цифровизации и удобству банковских сервисов Россия — безусловный мировой лидер. Яркое тому доказательство — минимальный оборот наличных денег. С показателем 12,5 % (по данным ЦБ) наша страна входит в десятку государств с наименьшим использованием наличных платежей в обороте. По этому показателю Россия обгоняет США и большинство стран Европы, хотя отстаёт от Китая и Южной Кореи.
Тут, кстати, нужно сказать спасибо санкциям и адекватному ответу ЦБ, вовремя внедрившему СБП и карту МИР, ставшую альтернативой платежным системам Visa и MasterCard. Одно из самых важных достижений главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной.
Судя по цифрам, банковские сервисы очень полюбились россиянам. Да и сами банки сильно выиграли от инноваций: наличные стали храниться не под подушкой, а на счетах с возможностью выдачи кредитов овернайт или для покупки ОФЗ. Выиграл и ЦБ — меньше наличных, меньше затрат на выпуск денег, меньше подделок и так далее.
Однако вольница предыдущих лет заканчивается — гаечки подтягиваются. Росфинмониторинг, налоговая и банки научились выявлять слишком откровенные схемы ухода от налогов. Уже много лет ведётся системная работа по выявлению недобросовестных пользователей рублевых переводов.
Но казна пуста, а экономика полна необлагаемых платежей — от помидорок на рынке до услуг парикмахера и аренды недвижимости. В результате сито, через которое проходят «странные» платежи, становится всё мельче. На этом фоне количество наличных в обращении будет расти: регуляторы уж слишком агрессивно взялись за пополнение бюджета.
Печать