Фото с сайта:
Телеграм-канал Евгения Огородникова
Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о проблеме государственного долга США.Резкий рост цены драгметаллов всегда выступал неким предвестником кризиса, в первую очередь в США. То, что о зреющем кризисе не сообщает Bloomberg, вовсе не значит, что к нему нет предпосылок: любой кризис безусловно отразится на статистике (росте ВВП, уровне безработицы, настроениях потребителей) — однако статистика всегда запаздывает и это «зеркало заднего вида». И когда данные выйдут, Bloomberg непременно об этом известит, но тогда уже будет поздно.
Мест, где может «бабахнуть» уже в 2026 году, масса. В США это долги по кредитным картам и автокредитам, ипотека по коммерческой недвижимости. Всё это хозяйство упаковано в облигации и хранится на балансах всех крупных американских и европейских банков и инвестиционных компаний. Очевидны проблемы с суверенным долгом в Японии, Франции, Бельгии и Италии.
Триллионные рынки обязательств держатся на соплях и вере инвесторов. А обострение любой из перечисленных проблем моментально сдует массовые «пузыри» на рынке крипты, искусственного интеллекта и прочих капитализаций американского бигтеха.
Однако самый опасный «пузырь» — это пирамида государственного долга США, размер которого уже давно вышел из-под контроля. Сверху — прекрасный график от финансистов старой школы — GS. Он отражает размер обязательств Дяди Сэма за всю историю страны и бюджетный дефицит, а кроме того стоимость долга и цену его обслуживания. В таком плачевном состоянии госфинансы США не были никогда. Ни во время Великой Депрессии, ни во время Второй мировой войны.
При этом если верить данным GS, впервые за многие годы прямо сейчас США не ведут ни одной войны и официально не находятся в кризисе. Однако размер долга зашкаливает, как и размер бюджетного дефицита.
Говоря в модной ныне армейской терминологии — без явной нужды американские финансовые власти «палят» свои стратегические резервы, необходимые как раз для затыкания дыр кризисов и войн. То есть когда кризис или война наступит, а человеческая история говорит, что они приходят всегда, резервов у США на их купирование не останется.
С финансовой точки зрения сегодня США не готовы ни к большой войне (например, Китаем, но тот тоже не готов), ни к серьезному вызову, типа пандемии или чрезвычайным проблемам в банковском секторе.
При этом избыточный американский долг, вышедший из-под контроля, сам по себе — огромная головная боль, не имеющая легкого лечения. Он растет быстро, как и его цена. И если в ближайшие годы не произойдет чуда — развала ЕС, гражданской войны в Китае или массового и повсеместного внедрения роботов Tesla, позволяющих кратно нарастить производительность труда — то в США наступит явный или скрытый дефолт. Явный дефолт — любая форма вынужденной реструктуризации американского госдолга; скрытый — резкий всплеск инфляции, уничтожающей стоимость «американца».
Печать