Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – об очередной годовщине вывода американских войск из Ирака.19 августа 2010 г. последняя боевая бригада США покинула Ирак. Это событие положило конец длившемуся более 7 лет вооруженному конфликту, который нанес огромный ущерб не только народам Ирака (масштабы жертв среди гражданского населения оцениваются на уровне от 66 до 210 тысяч убитых) и многих сопредельных стран, но и государству, инициировавшему начало боевых действий – Соединенным Штатам Америки.
Только прямые расходы Вашингтона на иракскую кампанию составили более 1,1 триллиона долларов (по данным Центра Уотсона при Брауновском университете). При этом, по данным на 2013 г., общий размер одних лишь выплат из федерального бюджета ветеранам армии США по медицинским показаниям и в связи с инвалидностью составлял 134,7 миллиарда долларов.
По подсчетам экспертов проекта «Цена войны», реализуемого политологами из Бостонского университета, долгосрочные издержки иракской войны для США составляли на 2020 г. около 1,9 триллиона долларов.
Согласно официальным данным, армия США потеряла 4431 человек убитыми и 31 994 ранеными. По данным за 2011 г., также погибли 3,7 тыс. военнослужащих союзников США.
Все это стало результатом того, что один крайне ограниченный как интеллектуально, так и в плане эмпатии человек оказался в кресле президента США (великие трагедии почти всегда – дело рук посредственностей). Гипотетически, войны можно было бы избежать, если бы Буша-младшего окружали советники и помощники более высокого полета (короля, так или иначе, делает свита). Однако тогдашний хозяин Овального кабинета, человек тщеславный, беспечный и, будем говорить честно, скудоумный, не смог окружить себя нужными людьми (чтобы пересчитать их в его команде, с лихвой хватило бы пальцев одной руки). Результатом чего и стала иракская война.
Ее итоги наглядно продемонстрировали истинность высказывания, приписываемого Макиавелли: «Войны начинают когда хотят, но завершают, когда могут».
Казалось бы, этот опыт должен был удержать прочих политиков поколения Буша-младшего от повторения ошибок «незадачливого Джорджи». Однако всего через несколько лет заполыхала Украина. При наличии тысячи и одного способа урегулирования конфликт разросся до масштабов, сопоставимых разве что с войной во Вьетнаме.
Это в очередной раз подтверждает справедливость оценки Ключевского: «История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Остается лишь посетовать, что большая часть этого наказания выпадет не на долю реальных «поджигателей войны», а наивных простаков, ставших жертвами обмана ловких демагогов и собственной веры в непогрешимость начальства.
Печать