Депутат ЗС Вологодской области, член РАПК, автор проекта «Школа Депутата», эксперт Центра ПРИСП Антон Холодов – о новом тренде текущего электорального цикла. Хотелось бы поделиться наблюдением о новом и, как оказалось, весьма неожиданном тренде этого электорального цикла — кандидатах в депутаты, находящихся в процедуре банкротства. Ситуация, на первый взгляд, редкая, однако, как показывает практика, она может создать серьезные сложности как для самих кандидатов, так и для организаторов избирательных кампаний. Сталкиваясь с этим явлением, мы обнаружили ряд правовых и организационных коллизий.
Например, нотариусы отказываются оформлять доверенности на финансовых уполномоченных кандидатов-банкротов (обязательна поверка через специальный реестр), а банки не могут проводить операции по специальным избирательным счетам без согласования с арбитражным управляющим.
Казалось бы, технические нюансы, но в реальности это превращается в серьезное препятствие для ведения кампании.
Особенно остро проблема проявляется у кандидатов-самовыдвиженцев. Если партийные кандидаты еще могут обойтись без официальных проводок через избирательный счет (например, за счет поддержки партии), то самовыдвиженцам невозможно собрать подписи и организовать кампанию без оплаты труда сборщиков или изготовления подписных листов.
В итоге получается своеобразный замкнутый круг: формально кандидат имеет право участвовать в выборах, но фактически его возможности сильно ограничены процедурой банкротства. Данная ситуация поднимает важные вопросы о правовом регулировании участия в выборах лиц с действующей процедурой банкротства.
Помнится, ранее большой проблемой были кандидаты, которые скрывали судимость. Это выяснялось, когда избирательная комиссия делала запрос. Сегодня же новый бич - «процедура банкротства» о которой официально даже не требуется где-то сообщать, но которая влечет большие проблемы в ходе избирательной кампании.
Печать