Управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП Гарегин Митин – о решении ВС РФ в отношении кассационной жалобы кандидата в депутаты Мосгордумы. Верховный Суд РФ рассмотрел кассационную жалобу кандидата в депутаты Мосгордумы Ильи Свиридова на итоги электронного голосования и результаты выборов в целом.
Доводы жалобы можно охарактеризовать кратко так: процедура дистанционного электронного голосования (ДЭГ) и электронного голосования противоречит закону, а при голосовании допущены нарушения, не позволяющие достоверно определить волеизъявление избирателей.
В общем, проигравший кандидат оспаривает выборы.
Все недоказанные доводы Верховный Суд опроверг, проверив избирательную документацию.
Административный истец представил двух избирателей, свидетельствующих о невозможности участия в ДЭГ. Данное обстоятельство интересно тем, что на прошедших выборах с применением ДЭГ мейнстримом были жалобы о невозможности проголосовать с помощью бумажных бюллетеней, в данном же случае избиратели в процессе указывали на то, что не имели возможности проголосовать.
Однако и здесь Верховный Суд РФ был категоричен: «Что касается показаний двух избирателей, допрошенных в качестве свидетелей и пояснивших о невозможности принять участие в ДЭГ, суд правомерно указал, что их голоса не могли повлиять на итоги голосования и результаты выборов».
В данном выводе суд опирался на данные о числе избирателей, проголосовавших за каждого кандидата. За избранного депутатом Александра Даванкова проголосовало 17 884 (30,88%) избирателя, за Илью Свиридова – 9 074 (15,67%).
Также Верховный Суд РФ закрепил позицию о неприменимости к процедуре ДЭГ Федерального закона «Об электронной подписи».
«Названный федеральный закон, регулируя отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, не относится к законодательству о выборах, не определяет избирательные права, требования к избирательной кампании».
Печать