Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о динамике экспорта российской нефти.Экспорт нефти из России в первом полугодии упал до 4,3 млн баррелей в сутки с уровня 4,8 млн баррелей в 2024 году и 5 млн баррелей в 2020–2022 годах. По этому поводу Минэнерго США пишет: «из-за санкций, связанных с полномасштабным вторжением России в Украину в феврале 2022 года».
В то же время ведомство признаёт, что объёмы нефти, от которых отказалась Европа, были поглощены Азией (с особым удовольствием). Впрочем, падение экспорта из России действительно существенное (примерно 15% от пика) и во многом связано с выполнением сделки ОПЕК+.
Но в отличие, например, от Саудовской Аравии, такое снижение экспорта — как в физическом, так и в финансовом измерении — не вызвало существенных экономических потрясений: экономика России продолжила достаточно динамичный рост даже в начале этого года, а курс рубля ставил рекорды стоимости. Ставка ЦБ (то есть мы сами) оказала более деструктивное влияние на экономику страны, чем цены и объёмы экспорта нефти. Хотя нефть по‑прежнему остаётся главным экспортным товаром России.
Те же санкции оказали и важное позитивное влияние, освободив внутренний рынок от засилия импорта. В результате сократились оттоки валюты из страны. В новых условиях гнать нефть — ценный невосполнимый ресурс — за границу в прежних объёмах не имеет большого смысла. Если макроэкономические условия позволяют отказаться от примитивного (хищнического) экспорта продукции первичного передела, то этим следует пользоваться и развивать более сложный и технологичный экспорт — готового топлива, резины, пластмасс и т. д.
Печать