Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Миронов – о значении диалога «Китай - СИЛАК» для глобальной политики.13 мая в Пекине открывается министерская встреча «Китай – Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна». Особенно интересен тот факт, что глава КНР Си Цзиньпин планирует лично посетить этот дипломатический саммит, тем самым в открытую подчеркивая интересы Китая в латиноамериканском регионе.
Уже объявленная повестка дня тоже свидетельствует о комплексном подходе китайских дипломатов: планируется подробное обсуждение инфраструктурных проектов, экономических инвестиций и геополитическая «сверка часов». Самое важное в этом сближении двух регионов — полное отсутствие идеологии. Обе стороны преследуют чисто прагматические интересы: для многих из латиноамериканских стран Китай давно стал крупнейшим торговым партнером.
Это весьма тревожит Вашингтон, так как на глазах рушится традиционная парадигма, в которой Латинской Америке отведена роль «заднего двора» Штатов. Кроме того, не стоит забывать, что все это происходит в контексте «тарифных войн», развязанных Трампом против всего мира. Лобовой конфронтации никто не желает — это показали переговоры делегаций США и КНР в Женеве, которые привели к небольшой экономической разрядке. И все же Латинская Америка старается не ввязываться в это противостояние, балансируя между двумя великими державами.
Что это значит для России? Наша страна – не сторонний игрок в Латинской Америке. С этим регионом Россия связана и через призму советского наследия, и через современную дипломатию эпохи Путина. С рядом латиноамериканских стран (Венесуэла, Куба, Никарагуа и др.) активно развиваются политические, гуманитарные и оборонные контакты, в которых Россия стоит на позициях поддержки суверенитета и многополярного подхода к международным отношениям.
Показательно, что в прошедшем юбилейном параде Победы 9 мая 2025 года приняли участие лидеры Венесуэлы и Кубы, тем самым продемонстрировав политическую солидарность с Москвой. Но есть важный нюанс: чем активнее Китай будет вытеснять США из их традиционных зон влияния, тем больше маневра будет и у российских внешнеполитических специалистов.
Сближение Латинской Америки и Пекина с опорой на принципы многополярности создаст платформу, на которой Россия сможет выстроить собственные линии коммуникации с регионами глобального Юга, крайне актуальные в условиях продолжающегося санкционного давления. Очевидно, что здесь на пользу пойдет синхронная работа по ослаблению западной монополии, а дальше «пусть расцветают сто цветов».
Печать