Политтехнолог, управляющий партнер коммуникационной группы «Первый советник», член РАПК, эксперт Центра ПРИСП Константин Труфанов – оби тогах второго тура президентских выборов в Молдавии.
По итогам второго тура выборов президента Молдавии Майя Санду, на мой взгляд, победила ожидаемо. Но стоит отметить, что внутри страны выиграл Александр Стояногло. Он набрал 51% голосов, а Санду – 49%. Все,
как и в первом туре, решила диаспора. В первую очередь западная, которая в большинстве своем проголосовала за Майю Санду. Во втором туре в еще большей степени, чем в первом, был мобилизован ресурс диаспор, которые имеют отношения к странам бывшего СССР.
В Москве так и работали всего два участка. Было напечатано всего 10 тысяч бюллетеней на почти полмиллионную диаспору молдаван в России, весь день были длинные очереди, за несколько часов до окончания голосования бюллетени на обоих участках закончились. Надо сказать, что сами люди делали все, чтобы проголосовать. Ко второму туру в практику вошел электоральный «туризм». Молдаване, проживающие в России, понимая, что десяти тысяч напечатанных бюллетеней на всех на хватит, организованно стали выезжать в Минск, в Баку и даже в саму Молдавию, чтобы там суметь проголосовать.
Два участка в Москве на полмиллионную диаспору в РФ – это, конечно, капля в море. При том, что в странах Европы было открыто несколько сотен избирательных участков. В тех же Соединенных Штатах Америки, где диаспора кратно меньше, чем в России, работали 10 участков. Очевидно, что тут мы сталкиваемся с организационной манипуляцией в исполнении режима Санду, поскольку она прекрасно знала, что восточные диаспоры за нее не проголосуют. Так и произошло.
Всего за пределами Молдавии в выборах участвовали более 300 тысяч человек, из которых 10 тысяч – в России. Ну и еще несколько тысяч, которые проголосовали в Белоруссии, Азербайджана и, возможно, в Казахстане.
Зафиксировано очень много нарушений. В частности, в день выборов перекрывались мосты, по которым жители Приднестровья, зарегистрированные в Молдавии, могли выехать на территорию республики, чтобы проголосовать. Понятно, что жители этого региона проголосовали бы за Стояногло, и режим Санду всеми способами пытался этому противостоять.
В итоге получился парадоксальный результат. Внутри Молдавии и на референдуме по поправкам в Конституцию, касающихся вхождение в ЕС, и во втором туре президентских выборов Санду проиграла. Но президентом стала.
На мой взгляд, это победа Майе Санду больших дивидендов ей не принесет, потому что в 2025 году Молдавию ждут выборы в парламент. Говорить о том, что партия ПАС сохранит то большинство, которое у нее было на протяжении первого срока Санду, конечно, уже не приходится. Очевидно, что антисандовские настроения, которые есть в стране, перебросятся и на правящую партию. Да и конституционные изменения под вопросом, если их не проведут максимально быстро, то при новом составе парламента поправки могут и не пройти.
В любом случае политическая ситуация в стране будет только обостряться. Как показала практика, закрытие оппозиционных телеканалов и интернет-ресурсов, как и репрессии в отношении лидеров оппозиции, Санду не помогают. Власть уходит у нее из рук, следующий президентский срок наверняка станет временем острых конфликтов. Но это ничто по сравнению с тем, что Санду может развязать войну с Приднестровьем, чтоб решить вопрос с независимым регионом с помощью своих заокеанских и европейских партнеров.
.
Печать