Возрождение Партии Любителей Пива стало одним из самых заметных информационных событий второй половины мая.
Эксперт Политической экспертной группы Владимир Кузнецов – о том, чем вызван интерес СМИ и экспертов к перезапуску проекта и каковы его перспективы.«Партии Любителей Пива» родом из девяностых. Несмотря на то, что ей в то время так и не удалось пройти в Государственную Думу, запомнилась ПЛП не только своим нестандартным бренднеймом и креативностью, но и простой, народной идеологией.
И судя потому, что заседание оргкомитета вызвало заметный интерес в СМИ, инициаторы идеи возрождения проекта попали что называется «в точку». И дело здесь не только в личности главного идеолога ПЛП
Константина Калачева – признанного мэтра отечественной политологии. И даже не в цепляющем названии, выделяющемся на фоне чинного и благопристойного политического ландшафта. На мой взгляд Калачев и К почувствовали определенный общественный запрос на несистемную активность – не агрессивную, без призывов умереть «в борьбе за это», а предлагающую простую и понятно повестку: пиво как осознанный выбор. Причем пиво здесь, скорее, собирательный образ давней мечты человека о жизни в удовольствие. Наверно, это первая в новейшей политической истории партия осознанного эпикурейства – пропаганды счастливой жизни и добрых намерений.
Тот факт, что ПЛП возрождается именно сейчас – событие само по себе довольно показательное. Люди устали от алармизма, который потоками льется на них из каждого «утюга». Возможно, напоминание, что получать удовольствие от жизни – неотъемлемое право человека, вызовет отклик у многих избирателей. В этой связи неслучайно, что Константин Калачев допустил возможное изменение название партии (если слово «пиво» станет камнем преткновения при регистрации организации) на альтернативное – Партия любителей жизни.
В то же время понятно, что оценивать реальные шансы ПЛП в следующих электоральных циклах пока рано. Но можно не сомневаться, что она внесет заметное оживление в затянувшееся бурой тиной общественно-политическое поле.
Следует отметить, что партия любителей пива имеет уже сложившую международную историю. Первая попытка создать ПЛП была предпринята в Польше в 1990 году сатириком Янушем Ревиньским. Партия позиционировалось как движение культуры пития в пабах английского стиля в противовес росту потребления крепкого алкоголя.
На фоне усталости и разочарования поляков от традиционных политических сил, ПЛП быстро набрала популярность. В 1991 году на выборах в Сейм партия получила 16 мандатов. Однако впоследствии организация погрязла во внутрипартийных дискуссиях, расколовшись на фракции «Сильного пива» и «Слабого пива». И уже на следующих выборах потеряла все места в Сейме, а в 1993 году была расформирована.
Гораздо успешнее судьба аналогичного проекта в Австрии. Австрийская пивная партия была создана в 2014 году рок-музыкантом Домиником Влазны. В 2019 году она впервые приняла участие в парламентских выборах, но набрали лишь пять тысяч голосов или 0,1%. Первого электорального успеха партия добилась в 2020 году на выборах в Государственный совет (ландтаг) Вены в 2020 году. Не получив представительства в ландтаге, Пивная партия сумела провести своих кандидатов в представительные органы власти в 11 округах австрийской столицы.
Согласно уставу, Пивная Партия позиционирует себя как «пивократическое движение» (нем. bierokratische Bewegung). В «пивократии» (Bierokratie) власть исходит от пива. Партия признаёт важность свободы мнений, например, в свободном выборе сорта пива. Следует публично наблюдать за потреблением пива, а «людям с меньшим талантом пить» необходимо оказывать особую поддержку. Пивная Партия считает, что разнообразие и индивидуальность в пивоваренной культуре обогащают жизнь, а поэтому поддерживает терпимость к иностранным сортам пива.
Несмотря на яркую, но короткую жизнь такого рода электоральных проектов, уверен, что версия 2.0. российской Партии любителей пива привнесет в нашу политическую жизнь разнообразие и заставить встряхнуться «бронтозавров» парламентской системы.
Печать