Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о двухдневном визите президента России Владимира Путина в Китай.Вчера
начался двухдневный визит Владимира Путина в Китай. Напомню, в прошлом году Си Цзиньпин для первого зарубежного визита после своего переизбрания выбрал Москву, поэтому символично, что и российский лидер вскоре после инаугурации отправился в Поднебесную. Ещё один важный символ – 75-летие установления дипломатических отношений между нашими странами. Именно СССР стал первым государством, признавшим КНР. На этом фоне стороны подписали совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. Третий важный символ – то, как встречали Путина в Китае: с высочайшими почестями, многочисленной делегацией высокопоставленных чиновников, торжественным караулом и красной дорожкой. Это резко контрастирует, например, с приёмом госсекретаря США Энтони Блинкена, для которого не нашлось ковровой дорожки, или канцлера Германии Олафа Шольца, которого встретил заместитель мэра провинциального китайского города.
Следует отметить, что такого рода символизм для восточных стран значит очень многое и способен сказать о реальном отношении к гостю гораздо больше, чем десятки витиеватых дипломатических фраз. Впрочем, высокие представители сегодня на них не скупились. Так, Си назвал отношения между Россией и КНР «эталоном сотрудничества между крупными державами», а Путин – «образцом того, как должны выстраиваться связи между государствами-соседями». Кроме того, общеизвестно, что эти связи усилены многолетней личной дружбой двух лидеров.
Таким образом, уже сам факт этого визита и окружающая его атмосфера подчёркивает тесный,
стратегический характер двухсторонних отношений между Россией и Китаем. Мы видим, что сегодня на Востоке сформировались два крупнейших полюса силы, которые отстаивают миропорядок, основанный на международном праве, а не на неких известных только Западу «правилах». Эти полюсы суверенны и независимы, но в то же время теснейшим образом взаимодействуют друг с другом. Здесь, кстати, новыми красками заиграл и ещё один символ – двуглавый орёл на российском гербе. Долгие годы Москва смотрела исключительно на Запад, но сегодня мы открыты для всех, кто готов с нами конструктивно сотрудничать, в первую очередь, это страны Востока и Глобального Юга.
Помимо важнейшей геополитической составляющей этого визита, нельзя забывать и о его экономической значимости. Так, в КНР приехал ряд российских вице-премьеров, министров, включая всё руководство финансово-экономического блока, представителей крупного бизнеса. Это говорит о том, что, по всей видимости, будет заключено множество договоров и соглашений по различным направлениям экономической деятельности. Здесь и общее развитие инфраструктуры Дальнего Востока и Южной Сибири, и продолжение реализации китайского мегапроекта «Один пояс, один путь», и достройка важнейшего газопровода «Сила Сибири – 2», и многое другое.
На фоне визита Путина в Китай уже поступают сигналы из Госдепа. В США (а также в НАТО и G7) считают, что если Пекин хочет развивать отношения с Западом, то он не может поддерживать Россию. Очевидно, что это завуалированный ультиматум в адрес КНР, однако на Китай такие угрозы оказывают обратное действие – они воспринимаются как попытки прямого вмешательства в дела суверенного государства.
Полагаю, что визит Владимира Путина в Китай носит знаковый, даже эпохальный характер. Он во многом определит параметры будущей многополярной системы мировой безопасности, основанной на взаимном уважении и учёте интересов её участников.
Печать