Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – об итогах муниципальных выборов в Турции.31 марта в Турции состоялись
муниципальные выборы на территории 81 провинции страны. Общая явка по стране составила почти 77% из около 61,4 млн избирателей. Почти 600 000 сотрудников службы безопасности обеспечивали охрану во время голосования. Но в ходе беспорядков в городе Диярбакыр, был убит 1 человек и еще 11 получили ранения.
Внутриполитический контекстПрезидент Турции Реджеп Эрдоган называл прошедшие муниципальные выборы последними в его политической карьере. Они определили дальнейшую
расстановку политических сил на местах. Это, соответственно, окажет влияние и на президентские выборы в 2028 году.
Основная борьба развернулась между президентской «Партией справедливости и развития» (ПСР) и оппозиционной «Республиканской народной партией» (РНП). Это первый случай с момента создания ПСР в 2001 году, когда она не заняла первое место на общенациональных выборах: НРП набрала 37,5% голосов по сравнению с 35,5% у ПСР.
Главной целью президента Турции было вернуть из-под оппозиционного управления крупнейшие города страны. Но вернуть два ключевых города — Стамбул и Анкару, ему не удалось. Более того, в переизбранном мэре Стамбула, турецкая оппозиция видит единого кандидата на будущих выборах президента Турции.
Итоги выборовНиже приведен список партий и количество мест по административным центрам 81 провинции, которые они получили на текущих выборах. В скобках указана разница с показателем 2019 года.
Партия справедливости и развития — 24 (-15);
Республиканская народная партия — 35 (+14);
Партия националистического движения (считается союзником ПСР) — 8 (-3);
Партия равенства народов и демократии — 10 (+2);
Новая партия благосостояния — 2 (+2);
Другие — 2 (+1).
Реджеп Тайип Эрдоган признал поражение своей партии на выборах в Турции. Он заверил, что будет проводиться анализ всех упущений на местах.
Российско-турецкие отношения стали улучшаться с 90-х. В особенности после 2003 года, когда Реджеп Тайип Эрдоган стал премьер-министром Турции. 12 мая 2010 года между странами было подписано соглашение об отмене визового режима. Однако после уничтожения российского Су-24 в Сирии, соглашение было расторгнуто российской стороной. С 2016 года гражданам Турции необходимо иметь визу для въезда на территорию РФ. От турецких властей аналогичных действий не последовало. 1 апреля 2024 года Министр иностранных дел России Сергей Лавров обсудил с турецким коллегой Хаканом Фиданом вопросы обеспечения безопасности судоходства в Черном море.
Печать