На днях в Башкирии суд приговорил экоактивиста Фаиля Алсынова к четырём годам лишения свободы в колонии общего режима по делу о возбуждении ненависти на межнациональной почве.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о том, чьи интересы могут стоять за действиями экоактивиста. Напомню, в 2023 году Алсынов неоднократно выступал на митингах против добычи золота в промышленных масштабах в регионе. В апреле на одной из акций Алсынов на башкирском языке высказался против мигрантов, работавших на приисках. Позднее экспертиза выявила в его словах признаки разжигания межнациональной розни.
И биография нашего героя подтверждает, что он, мягко говоря, не только экоактивист. В своё время вместе со своим подельником Русланом Габбасовым* (позднее осуждённым за убийство и бежавшим в Латвию) он создал ныне запрещённую в России организацию «Башкорт»** – фактически ячейку турецкой террористической организации «Бозкурт» («Серые волки»). Помимо этого, Алсынов выступал за «суверенитет Башкортостана», а также ранее был оштрафован за высказывания, дискредитирующие СВО.
К сожалению, в Башкортостане действительно есть определенные националистические настроения, и это, в первую очередь, следствие политики Муртазы Рахимова, который, будучи президентом Республики, зачастую использовал националистов в своих политических целях, опирался на них, в результате чего башкирский национализм, на мой взгляд, стал представлять чуть ли не более серьёзную угрозу, чем национализм в республиках Северного Кавказа.
Само по себе это не было бы такой проблемой, однако известно, что националистические и сепаратистские настроения в регионах – наиболее благодатная почва для дестабилизации политической ситуации со стороны внешних сил. Запад традиционно разыгрывал эту карту и продолжает это делать.
Следите за руками: в регионе начинается подготовка к разработке месторождения золота, массово приезжают трудовые мигранты. На экологическую повестку накладываются националистические настроения, и тут появляется правдоруб, который ничего и никого не боится – он за народ, он за природу, он против мигрантов. Активист становится одним из лидеров массовых протестов, общественный резонанс вынуждает бизнес отказаться от своих планов. И всё. Этот активист для Запада – готовый оппозиционер, лидер общественного мнения, победивший в противостоянии с региональными властями и поднявший за собой людей. И теперь любые
действия властей в отношении правдоруба легко могут быть выставлены как месть с их стороны.
Что, собственно, мы сегодня и наблюдаем. Информация о
«беспределе» в Башкирии активно разгоняется украинскими ЦИПсО, протесты также радостно поддерживают различные иноагенты. Более того, ещё фактически до начала протестов, когда народ только собирался у здания суда, в Википедии* уже появилась страница «Протесты в Башкортостане (2024)». Это также говорит о том, что события в Баймаке заранее целенаправленно готовились и имели целью раскачать политическую ситуацию в Башкирии.
Убеждён, что государство должно жёстко реагировать на подобного рода националистические проявления, если нам не нужен региональный майдан. В этой связи отрадно, что башкирские силовики, во-первых, проявили необходимую твёрдость, выполняя свой долг, а во-вторых, что по итогам этих событий заведено уголовное дело по ст. 212 «Массовые беспорядки», предусматривающей от 3 до 8 лет лишения свободы для активных участников и от 8 до 15 – для организаторов протестов.
Кроме того, башкирским властям следует уделить особое внимание бывшим и нынешним членам региональных националистических организаций. Актуальность этой проблемы трудно переоценить, особенно с учетом предстоящих уже через 2 месяца президентских выборов.
*Руслан Габассав включен Минюстом РФ в список иноагентов**«Башкорт» – организация признана экстремистской и запрещена в России
Печать