Заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров – об обратной стороне популизма государственных лидеров.Новый президент Аргентины Хавьер Милей подписал указ о сокращении числа министерств сразу с 19 до 9 и сделал это со спецэффектами. Публика в восторге! Эксцентрик и бузотёр продолжает жечь!
В современной политике вопрос о том, как лидеры стран подают себя общественности, является частью стратегий, не ограничивающихся только лишь выборами, и Милей это наглядно демонстрирует.
Все эти истории с созданием «народнических» образов начинались в своё время с таких, казалось бы, символических поступков, как поездки больших начальников в общественном транспорте или на велосипедах на службу. Однако, как всегда, дьявол кроется в деталях, и кормление публики имиджевыми акциями нередко маскировало далеко не самые популярные политические решения, принимавшиеся отнюдь не в интересах народа. Один из классических примеров – эксцентричные выходки Бориса Ельцина. Его публичные «загогулины» и символические пляски на сцене выглядели как странности, но по сути они были срежиссированы для того, чтобы отводить общественное внимание от процессов подготовки и принятия серьезных политических решений.
Такие имиджевые стратегии, предлагаемые советниками, зачастую действующими в интересах третьих стран, в большинстве случаев оказываются направленными на ослабление внутренней стабильности в стране. Подобный популизм часто прикрывает фактическую слабость лидера, его политическую несамостоятельность и зависимость от зарубежных кураторов. В итоге, вместо разрешения внутренних вызовов, «потешные» лидеры превращают политику в театр, а карикатурный облик первого лица государства скрывает довольно плачевную действительность – утрату страной с клоуном на троне своего суверенитета.
Появление на политическом олимпе
Хавьера Милея – феномен той же природы. Это реакция на желание Аргентины выйти из орбиты Запада и вступить в БРИКС и тактическая победа однополярного мира над многополярным. Понаблюдаем, не окажется ли эта победа пирровой, и будем держать в уме версию, что казачок может быть заслан и с другой стороны.
Печать