Политолог Сергей Станкевич для Telegram-канала НЕЗЫГАРЬ *(16.08.2024 г. Министерство юстиции РФ внесло в реестр иностранных агентов) - о набирающем силу евразийском тандеме КНР-РФ.За последние несколько недель экспорт нефти РФ в Китай морским путем был больше, чем в Индию (1,3 млн баррелей в сутки против 1,2 млн баррелей в сутки), и если учитывать трубопроводы, то на Китай приходится все 26% экспорта российской нефти и 38% всего ее морского экспорта. Цена при этом вполне приличная. В июне нефть для Китая была выше «ценового потолка G7»в 60 долларов за баррель, а скидка от Brent в среднем составила 10% за первое полугодие.
В 2022 году Россия увеличила экспорт трубопроводного газа через «Силу Сибири» в полтора раза, до 15,5 млрд кубометров, а в этом году по трубопроводу будет экспортировано 22 млрд кубометров. Все это, конечно, несравнимо со 150 млрд. кубометров, которые Россия раньше ежегодно продавала на европейском рынке. «Газпром» рассчитывает выйти еще на 50 млрд кубометров экспорта в год, когда «Сила Сибири-2» будет полностью задействована. Пекин стал главным торговым партнером Москвы: доля китайского товарного импорта составляет уже 40% в общем объёме импорта в РФ. До войны этот показатель составлял около 25%. Объем торговли вырос в геометрической прогрессии по сравнению с 3 миллиардами долларов товарооборота, который был у двух стран в 1995 году, и находится на пути к легкому достижению цели в 200 миллиардов долларов оборота в этом году, которую Си Цзиньпин и Путин поставили перед войной.
До сих пор Китай в течение двух десятилетий увеличивал свой экспорт в Россию примерно в соответствии с ростом российского экспорта в Китай, но со скромным положительным сальдо в пользу Китая. Без напряжения в балансе. Ситуация кардинально изменилась с тех пор, как началась специальная военная операция в Украине: положительное сальдо торгового баланса России с Китаем подскочило до 38 миллиардов долларов в прошлом году и, как ожидается, достигнет такой же суммы в этом году. Это дало России очень полезный новый источник дохода для финансирования ее военной машины и де-факто является субсидией для российской экономики, финансируемой Пекином.
Юанизация российской экономики продолжается. За январь-июль 2023 года объем торговли юанями увеличился в 6,5 раза по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Средний оборот торгов по валютной паре рубль/юань увеличился более чем в 100 раз с начала 2022 года. В первой половине 2023 года 25% товарооборота России с другими странами (исключая сам Китай) обслуживалось в юанях. В общей сложности доля валют дружественных стран в экспорте РФ в июле 2023 года составила уже 72% (против 15% в начале 2022 года). Все эти несомненные позитивные сдвиги не меняют того факта, что экономическое взаимодействие Китая и России всё ещё многократно меньше того уровня, который может быть в принципе реально достигнут уже сейчас.
Печать