В преддверии форума «Россия-Африка» и в первый день его работы в Санкт-Петербурге Владимир Путин сделал ряд заявлений по поводу перспектив поставок продовольствия на африканский континент, а также оценил зерновую сделку, которая завершилась некоторое время тому назад.
Управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко – о перспективах и выгодах прямого сотрудничества России с африканскими странами.Если оценивать зерновую сделку, то тут практически все экспертное сообщество сходилось в одном и том же мнении – зерновая сделка была для России невыгодна, как минимум, с точки зрения бизнеса. Экспорт российского продовольствия, зерна и минеральных удобрений фактически был перекрыт либо формально – например, российские суда с российским зерном не страховались ввиду санкций, что оказывало давление на экспорт сельхозпродукции –, либо аммиачный провод Тольятти-Одесса просто не работал, и, собственно говоря, аммиачные удобрения никуда не шли. Ровно так же, как не было SWIFT для Россельхозбанка или его дочернего банка, так его и нету по настоящее время. Соответственно, мы понимаем, что зерновая сделка пришла
к своему логическому финишу.
Возможно, ее следовало завершить немного раньше, но мы, повторюсь, не знаем кулуарных договоренностей и геополитических интересов, которыми, скорее всего, преследовалось продление сделки. Можно предположить, что последний раз продлевали сделку под выборы президента в Турции, просто чтобы поддержать кандидатуру Эрдогана, чтобы ему было что
предъявить собственному электорату. Он продление зерновой сделки продавал как достижение своей администрации, что помогло ему выиграть второй тур президентских выборов и, собственно говоря, продлить собственные полномочия.
Президент заявил, что 70% продовольствия в рамках этой сделки шло в Европу. Но есть и более пессимистические оценки, кто-то говорит о 90%. Думаю, где-то между 70% и 90% точно осело в Европе. Надо отметить, что мы это наблюдаем и по реакции самой Европы, так пять восточноевропейских стран – Польша, Болгария, Румыния, Словакия, Венгрия – уже кричат «довольно!», запрещают экспорт украинской сельхозпродукции в свои страны по той простой причине,
что идет перенасыщение.
А все что «пере-» это плохо, идет ущерб собственной экономике, собственным фермерам, а для этих стран сельское хозяйство играет ключевую роль в экономике и в плане ВВП страны, поэтому они сейчас будут лоббировать продление этого запрета на экспорт как можно дольше.
Есть Германия с ее собственными интересами, ей украинская сельхозпродукция пока еще интересна, есть еще другие страны, в частности Голландия, которая просто следует «зеленой» повестке, уничтожает собственное сельское хозяйство, и вынуждена компенсировать чем-то этот пробел. Таким образом, они заинтересованы в украинском зерне и в украинском продовольствии, и, я предположу, что будет решаться вопрос о наземном перемещении, с наземной логистикой сельхозпродукции с Украины в страны ЕС, возможно, просто транзитом через восточноевропейские страны, туда дальше, западнее, поскольку как раз западные страны, которые преследуют благородную цель спасения планеты, собственно говоря, рискуют остаться без еды.
Безусловно, зерновая сделка не имела никакого отношения к защите интересов африканского континента, мы видим, что как нуждались страны Африки в продовольствии, так они и продолжают нуждаться, как скупал Египет российское или французское зерно, так и скупает, и картина в целом – есть ли зерновая сделка, нет ли зерновой сделки – на самом деле глобально не меняется. Она может глобально измениться после форума «Россия-Африка», на что, возможно, делалась ставка организаторами. А именно, у России есть возможность заключить как можно больше прямых договоров с африканскими странами о поставках своего продовольствия. Либо бесплатно, тогда, правда, возникает вопрос про бизнес (скорее всего, в этом случае государство будет компенсировать производителям эти поставки), либо на коммерческой основе, тогда все очень логично, бизнес получает новый рынок, взамен того же европейского, который сейчас для нас закрыт или рынка Юго-Восточной Азии, который частично для нас закрыт, благодаря Японии и Южной Корее, которые поддерживают санкции в отношении России.
Думаю, перспективы этого форума большие, точно абсолютно, что у России есть ресурсы, чтобы такие поставки осуществлялись в одностороннем порядке, без участия ООН, без участия Турции, без участия других сторон зерновой сделки. В принципе, нам может помочь Иран своими мощностями, я имею в виду корабли, либо справимся собственными силами. Конечно, будет важно, как эти двусторонние договоры, если они будут заключены, будут реализованы. Например, кто будет страховать? Могу предположить, что, скорее всего, риски возьмут на себя российские страховые компании, может быть, Китай каким-то образом поучаствует, он также очень заинтересован в африканском континенте.
Но, в любом случае, Африка становится площадкой для конкуренции между Россией, ЕС, США и Китаем. Понятно уже, например мне, что тема украинского кризиса постепенно сходит на нет, и мы приближаемся к какой-то кульминации и разрешению этого кризиса, и глобальные враги начинают искать новые точки напряжения, новые точки конкуренции, в частности это Африка, если мы говорим про сельское хозяйство в том числе, или не только сельское хозяйство, но и полезные ископаемые. Сюда же, думаю, пойдет и Антарктика.
Так что, форум очень уместен, он вовремя проходит с точки зрения участия в смешанном формате в саммите БРИКС, куда президент наш не летит по разным причинам. Зато Россию посетил президент ЮАР, который является хозяином саммита БРИКС. Таким образом, мы подчеркиваем свои интересы и, как говорится, столбим за собой эту территорию каким-то образом, и, если у нас все не уйдет в песок кроме лозунгов и политических заявлений, а мы реально сможем наладить каналы сбыта сельхозпродукции в страны африканского континента, то это даст новый толчок, развития для нашего собственного сельского хозяйства. Мы и сейчас наблюдаем рассказы некоторых экспертов, особенно из чиновничьей среды, о росте российского сельхозэкспорта. Это конечно, несколько лукавство, потому что рост экспорта идет не за счет увеличения объемов, а за счет курсовой разницы. Они говорят в денежном выражении и, конечно, это хитрость, потому что курс доллара зашкаливает и, поскольку все идет в расчете рубль/доллар, то экспорт в нынешнем выражении растет, а в объеме он н самом деле примерно прошлогодний.
Еще президент заявляет о рекордном урожае в этом году. Рискну сказать, что это не совсем верно, но урожай будет хорошим. Скажем так аккуратно, скорее всего, меньше, чем в прошлом году, но очень приличный (сказывается непогода на Юге, сейчас идет отставание по уборке урожая, но, в целом, вести с полей хорошие).
Печать