Политконсультант, представитель РАПК в Сибири, эксперт Центра ПРИСП Игорь Кузнецов – о цифровизации призыва и реформе системы учета военнообязанных. Было бы странным полагать, что цифровизация, которая затронула все сферы жизни среднестатистического россиянина, во многом сделав ее комфортнее и сократив решение некоторых вопросов до нескольких кликов, по каким-то особым причинам должна обойти военкоматы и систему призыва. Частичная мобилизация прошлой осенью вскрыла старые системные проблемы, которые необходимо было исправлять.
Однако при этом остаются несколько вопросов, по которым у представителей власти нет разъяснений. Например, с чем связана космическая скорость принятия поправок без внимательного изучения? Насколько законны ограничения в правах проводить сделки с недвижимостью, регистрировать ИП, брать кредиты и выезжать за рубеж без решения суда? Как будет защищен новый реестр, представляющий собой кладезь ценной информации как для противника, так и для любых потенциальных злоумышленников? Отсутствие ответов формируют все предпосылки для генерации мнений, домыслов, слухов и прогнозов совершенно разной степени адекватности, что в конечном итоге создает далеко не самую комфортную атмосферу, несмотря на заверения о том, что все делалось именно ради человеческого комфорта.
С пандемийного 2020 года большая часть населения России живет в состоянии постоянной тревоги и хронического напряжения, которое за последний год значительно усилилось. Доводить это состояние до острой формы коллективного невроза — сомнительное предприятие. Речь идет не о протестном потенциале, в который может перейти социальное недовольство, а о том, что непопулярные решения бьют и по лояльной части электората. При этом стремительно меняющиеся и противоречащие друг другу утверждения, разнонаправленные сигналы — только усиливают недоверие. Все это создает очень нехороший фон накануне выборов. Тревога, депрессия и недоверие плохо конвертируются в высокую явку и голоса поддержки, а для убедительной победы и обеспечения ее легитимности требуется и то, и другое.
Печать