Автор:
Рамиль Ситдиков/РИА Новости
Информационным вбросом назвал разлетевшиеся по СМИ и соцсетям сообщения о скорой блокировке WhatsApp* глава IT-комитета Госдумы Сергей Боярский. В Роскомнадзоре призвали доверять официальной информации, но таковой о судьбе этого и других мессенджеров пока не появилось. Некоторые эксперты считают, что сервисы могут начать не блокировать, а, например, замедлять, как это сделали с YouTube. «Парламентская газета» узнала подробности.
Будут ли «дополнительные ограничения»?Напомним, 18 июля был опубликован перечень поручений главы государства по итогам встречи с предпринимателями. Владимир Путин обязал кабмин до 1 сентября 2025 года представить предложения о введении дополнительных ограничений на использование программного обеспечения из недружественных стран, в том числе коммуникационных сервисов.
О возможности ограничений для зарубежных платформ заговорили еще раньше, когда в Госдуме рассматривали законопроект о создании национального мессенджера. Депутаты тогда объясняли, что наш продукт создается не вместо, а в дополнение к иностранным. В СМИ писали, что в отечественный мессенджер MAX уже рекомендовали переводить школьные чаты, а Сергей Боярский на пресс-конференции 24 июля рассказал, что в его родном Санкт-Петербурге в МАХ завели чаты экстренных служб.
Решений о блокировке WhatsApp в России нет, заявил Боярский в минувшую пятницу, а в воскресенье повторил эту мысль в своих соцсетях. Сомнительным вбросом несостоятельных источников он назвал разлетевшиеся сообщения о блокировке мессенджера уже с 1 августа.
Конкурентная средаДля уточнения деталей коллеги из ТАСС направили запрос в Роскомнадзор, который будет отвечать за блокировку, если она случится. В ведомстве предостерегли пользователей от распространения слухов о возможной блокировке WhatsApp и VPN-сервисов. Роскомнадзор призвал доверять только официальной информации. Поскольку ее не поступало, следовательно, все остается, как раньше: зарубежные сервисы как работали, так и работают. Что до VPN, то продвигать его и рекламировать способы обхода блокировок по закону нельзя, а использовать такие программы можно. Об этом также напомнил Сергей Боярский.
Любые цифровые платформы, включая мессенджеры, действующие на территории России, должны соблюдать законодательство нашей страны. Сегодня с этим есть проблемы, отметил в беседе с «Парламентской газетой» первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. Те же WhatsApp и Телеграм не взаимодействуют в должной мере с российскими властями, не удаляют запрещенный контент по запросу.
«Что касается перспектив в контексте развития российских решений, их задача не вытеснять, а создавать безопасную и функциональную альтернативу, — сказал сенатор. — Мы заинтересованы в развитии конкурентной цифровой среды, где пользователь сам сможет выбирать удобные и надежные инструменты общения».
Речь не о блокировке, а о соблюдении общих правил, подчеркнул Шейкин. Развитие отечественных платформ, по его словам, это стратегически важное направление, но оно не должно автоматически означать ограничение доступа к иностранным сервисам, если они работают добросовестно и в рамках закона.
По пути YouTubeВряд ли о блокировке WhatsApp будут говорить со всей очевидностью, а также она скорее всего не произойдет одномоментно, считает телеком-эксперт Эльдар Муртазин. По его мнению, может начаться «неожиданная деградация», например замедление работы, как это было с YouTube. Пользоваться мессенджером станет менее удобно, и люди начнут переходить на другие платформы.
«С одной стороны, мы видим продвижение мессенджера МАХ, а с другой — необходимость сохранения конкуренции, — сказал Муртазин. — В том или ином виде ограничения для WhatsApp неизбежны, тогда как по Телеграм, которому реальной замены нет, есть вопросы».
Не стал прогнозировать судьбу зарубежных сервисов первый зампред Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев, который накануне отправил премьер-министру Михаилу Мишустину и главе Минцифры Максуту Шадаеву предложение разработать «государственную программу, которая обеспечит бесплатный, безопасный и удобный перенос данных из WhatsApp и Телеграм в мессенджер MAX, а также возможность сохранения информации на персональных устройствах». Какой бы эта судьба ни была, люди не должны потерять важные для них данные, выразил уверенность Гусев.
Серьезные структуры, как коммерческие, так и государственные, давно не используют зарубежные мессенджеры, рассказал «Парламентской газете» первый зампред IT-комитета Госдумы Антон Ткачев. Закон уже обязывает компании переводить критическую информационную инфраструктуру на отечественные решения, а дополнительные ограничения, которые поручил ввести президент, будут еще больше их мотивировать, поскольку зарубежные программы могут запретить. Однако речь, по мнению Ткачева, не идет о мессенджерах для массового использования.
* Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.
Печать