Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко и управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП Гарегин Митин — о философии Глеба Павловского.Глеб Олегович был не политологом или политтехнологом, как часто его назвали в СМИ, он был значительно больше и глубже таких категорий. Наверное, правильнее его назвать политическим философом.
Соавтор политикума, существовавшего до прошлого года, нынешнюю реальность он по своей грандиозности сравнивал со взрывом сверхновой звезды, который не удалось предсказать, но который, сметая старую действительность создаст что-то новое, что-то отсюда ещё непонимаемое.
Многие критиковали Глеба Олеговича за иносказательность и метафоричность повествования, требуя конкретики аптечного рецепта, что в общем-то глупо ожидать от человека, смотревшего глубже и дальше сиюминутных процессов.
Наверное, два самых точных прозрения относительно Системы РФ — это указание на склонность к импровизациям (а не строгому стратегическому плану) и тягу к чрезвычайщине как способу выживания и наделения себя смыслом. Ставшее очевидным сегодня, Глеб Олегович смог рассмотреть много лет назад.
Несмотря на всю беспощадность одесской иронии в адрес власти, Глеб Олегович никогда не впадал в сектантское кликушество хронических оппозиционеров, стремясь в своём анализе сохранять объективность. Запомнилось, как на вопрос о пространственных перспективах России после завершения СВО он ответил:
— Нет ничего более пошлого, чем эти кухонные споры русской интеллигенции о том, как Россия развалится. Прекращайте.
Глубина, визионерство, метафоричность и одесская ирония — в этом суть стиля Глеба Олеговича.
Очень жаль, что он столь многого не успел сказать о новом материале для осмысления. Очень здорово, что так много уже сказал, — есть оптика, через которую стоит смотреть на взрыв сверхновой звезды.
Печать