Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев – о том, как повлияло землетрясение в Турции на риторику оппонентов Эрдогана. Парламентские и президентские выборы в Турции должны пройти в мае этого года. Призывы отложить выборы в связи с землетрясением звучат все чаще и чаще, но по турецкому законодательству единственной причиной переноса выборов может быть война.
Политики пытаются использовать тему землетрясения и его последствий —
оппозиция во всем винит Эрдогана, Эрдоган — оппозиционных мэров. На этом фоне решила выделиться лидер правой оппозиционной «Хорошей партии» (İyi Parti) Турции Мерал Акшенер, которая во время инспекции в пострадавшей от землетрясений провинции Хатай призвала запретить продажу земли и недвижимости иностранцам.
Для справки, в парламентских выборах 2018 года кемалистская правая «Хорошая партия» участвовала в составе «Альянса Нации» и, набрав 10%, вошла в парламент. Г-жа Мерал Акшенер не представляет мнение всей оппозиции. Ее партия не единственная в Турции, которая считает себя защитником принципов и идеалов Кемаля Ататюрка. Так что желающим купить недвижимость иностранцам переживать еще рано. Пока это популистский предвыборный ход.
Хотя глазами части турецкого общества проблема таки есть — спрос на жилье со стороны иностранцев повышает его стоимость, а также повышает стоимость аренды. Для граждан Турции, уже обеспеченных жильем, раньше это было скорее плюсом. Зато это серьезный минус, когда растет количество людей, жильем необеспеченных.
В связи с землетрясением многие турки лишились жилья. Его надо строить заново. Простая арифметика говорит, что запрет на покупку жилья иностранцами тут не панацея. Доля иностранцев на рынке жилья не так велика.
Возьмем статистику. В 2022 году иностранцам продали в общей сложности более 75 тыс. объектов недвижимости, что, кстати, на 13% больше по сравнению с предыдущим годом. Из них 70,8 тыс. были квартирами, жилыми домами и офисами, а 4 тыс. — участками земли, в том числе виноградниками.
В прошлом году недвижимость купили граждане 159 стран. При этом больше всего приобрели россияне — 17 143 объекта. Затем идут граждане Ирана (9023), Ирака (6409), Германии (3211) и Украины (2593).
Теперь, после землетрясения, туркам нужны сотни тысяч домов и квартир. Благодаря иностранцам стройиндустрия получила дополнительные драйверы для развития, доходы росли, бюджеты всех уровней имели дополнительные деньги. После землетрясения стройиндустрия рассчитывает на масштабный госзаказ.
Впрочем, девелоперы не хотят отказываться и от денег иностранцев. Многие из иностранцев, покупая жилье ради ВНЖ, сдают его в аренду тем же туркам. Иностранцы, которые живут в Турции на постоянной основе, на товары и услуги тратят больше, чем средний турок. Иностранцы приносят Турции деньги. Задают новые стандарты качества жизни. Те из них, кто находит себе работу, часто незаменимые специалисты.
Умные люди прекрасно понимают, что привлекать в Турцию обеспеченных иностранцев — дело полезное. Однако чего не заявишь ради выборов. Популизм рулит. Голосуют ведь и те, кто иностранцев на дух не переносит. Таких в Турции тоже немало.
Принято считать, что турецкая оппозиция опирается на просвещенное городское население. «Хорошая партия» решила поискать поддержку глубинных избирателей.
Печать