Лидеры турецкой оппозиции заговорили о возможности перенести общие выборы в республике, намеченные на 14 мая. Однако о едином кандидате на предстоящих выборах президента оппозиционным силам, похоже, так и не удалось договориться.
Неспособность членов альянса оппозиционных партий договориться о едином кандидате на предстоящих выборах президента Турции провоцирует нацию на сплочение вокруг действующего главы Реджепа Эрдогана, считает политтехнолог, представитель АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский.Объявление, которого ждали противники действующего лидера более года, должно было быть сделано 13 февраля после очередной встречи лидеров оппозиции. Но катастрофическое землетрясение позволило перенести это совещание на неопределенный срок.
Формально все политические силы страны переключились на осуществление гуманитарных миссий в зоне разрушения. Фактически сложившаяся ситуация ещё и удобный повод продлить переговоры внутри альянса противников Эрдогана. И все они держат предстоящие политические баталии «в уме».
Так потенциальный кандидат в президенты, лидер турецких республиканцев Кемаль Кылычдароглу прибыл на место, похоже, первым из политиков и немедленно распространил обращение к своим сторонникам, контрастировавшее с аналогичным воззванием к нации от Эрдогана из президентского дворца в Анкаре. Сразу же зазвучали обвинения в адрес действующего президента в недостаточном внимании к сейсмической безопасности зданий, неоперативности подключения военных к спасательной операции. Серьезные обвинения. Но в контексте политического противостояния они могут быть восприняты неоднозначно. Ведь Кылычдароглу – известный сторонник ограничения власти президента. А теперь он, как бы, упрекает Эрдогана в том, что тот сконцентрировал недостаточно власти для преодоления последствий землетрясения.
Впрочем, президент Эрдоган быстро «исправился». Он, продемонстрировав эффективность своей многовекторной внешней политики, привлек к помощи людям специалистов из множества стран. И сам уже находится в зоне катастрофы - утешает пострадавших. А турецкие СМИ об этом, разумеется, подробно рассказывают. Одновременно, в силу чрезвычайного положения, в стране ограничена работа цифровой связи, что затрудняет оппозиции столь же частые рассказы о гуманитарных проектах их сторонников.
Другой потенциальный соперник Эрдогана, мэр Стамбула Экрем Имамоглу́ даже развернул станцию для зарядки гаджетов и доступа в интернет. Сделано это было в рамках помощи, оказываемой от имени возглавляемого им муниципалитета, но реальные цели вполне понятны – сам Имамоглу объясняет в своём аккауне в Twitter, как можно подключиться к интернету через VPN, то есть обходить ограничения чрезвычайного положения. Насколько успешно будут внедрять в практику эти рекомендации сторонники Имамоглу, обеспечивая для себя альтернативный канал информации, большой вопрос. Приоритеты же Имамоглу эта история демонстрирует в достаточно эгоистичном ключе.
Что же в итоге? Турецкий избиратель видит наглядное подтверждение все возрастающей эффективности концентрации власти в руках действующего президента. Слышит он и реплики представителей оппозиции, все еще разрозненной, стремящейся перенести день голосования на более поздний срок – с 14 мая на 18 июня. Необходимость сконцентрироваться на ликвидации последствий землетрясения, адекватный повод для этого. Но вот гарантий того, что недоговорившимся за год оппозиционерам консенсус принесет «лишний» месяц, пожалуй, не даст никто.
Печать