Политолог, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о том, что бразильские протесты напоминают события начала 2021 года в США. 8 января, через неделю после инаугурации Лулы да Силвы сторонники бывшего президента Бразилии Жаира Болсонару, проигравшего на выборах с минимальным перевесом в 2,5%, вышли на улицы столицы. От требования пересмотра результатов голосования они перешли к действиям, взяв штурмом президентский дворец и здание Верховного суда.
Основные СМИ страны назвали протесты попыткой государственного переворота, называя протестующих не иначе как террористами. После зачистки правительственных зданий и нескольких сотен задержаний власти объявили, что на данный момент порядок восстановлен.
Бразильские протесты напоминают события начала 2021 года в США. В самом деле, фигуру Болсонару, известного своими неоднозначными высказываниями, начали сравнивать с Трампом еще во время выдвижения. Однако, несмотря на общую схожесть,
бразильские беспорядки имеют несколько важных отличий.
И Трамп, и Болсонару осудили своих сторонников, участвовавших в беспорядках. Тем не менее, если в Вашингтоне штурм Конгресса начался сразу после митинга с личным участием Трампа, Болсонару вообще не находится в Бразилии. Отмечу, что и да Силва на момент обострения находился в зарубежной поездке. Протесты вокруг выборов шли в отсутствие в стране обоих участников президентской гонки.
В обоих случаях спецслужбы заранее знали о готовящейся акции и не предприняли никаких мер для ее предотвращения, что косвенно указывает на их участие в ее подготовке. Но в этот раз на то, что протест шел не с низов, намекает и бездействие губернатора столицы Бразилии Ибанейса Рошу. Напомню, что комендантский час и введение войск нацгвардии в столицу США инициировали региональные власти. В этот раз силовики были задействованы личным указом да Силвы. Рошу уже отправили в отставку, но временную — на 90 дней. В ближайшие три месяца обязанности столичного губернатора будет исполнять сторонница да Силвы, Селина Леан.
При всей одиозности высказываний Болсонару его сложно назвать полновесным аналогом Трампа. Схожая риторика так или иначе используется всеми политическими силами Бразилии, представительство которых гораздо сложнее и разнообразнее, чем в Штатах. В случае Болсонару она касается, в первую очередь, правоконсервативных лозунгов и отношения к пандемии COVID-19. В свою очередь, у бразильских левых есть собственные традиции популизма, направленного на трудовое сословие, сложившиеся еще в эру Варгаса.
США, Испания, Франция и Португалия уже осудили беспорядки в столице Бразилии. Таким образом, даже если здесь имеет место фактор иностранного вмешательства, основные интересанты самоустранились от его последствий.
Тем не менее американское влияние бросается в глаза не столько в целях и результатах, сколько в самих практиках. Использование внутренней угрозы для решения внутриэлитных конфликтов становится допустимым, даже если речь идет о политическом экстриме на грани государственного переворота. И этот ящик Пандоры был открыт в Вашингтоне в январе 2021 года. Роль США в качестве задающего тренды мирового лидера стала фактором не улучшения, а деградации политического менеджмента во всем мире. Нечто похожее мы уже наблюдали в Казахстане год назад. События в Бразилии — очередное тому подтверждение.
Печать