Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников - об изменении отношения в ВЭС.Мировая энергетика разочаровалась в ветре, и это произошло ещё до прихода к власти Дональда Трампа и его гневных высказываний в адрес мельниц. Пик установок ветряков пришёлся на 2021 год; с тех пор — рваный, нисходящий график установок. Законодатель моды на рынке ВЭС — Китай: там в прошлом году был установлен каждый второй ветряк. Второй по значимости регион — Европа. Доля остальных стран — менее 20%.
С чем связано такое изменение в отношении к ВЭС со стороны инвесторов, сказать сложно. Если отбросить невероятные доводы типа «экологи посчитали ущерб от убитых птиц, шумовое загрязнение и, как следствие, деградация прилегающих к ветрякам земель из‑за ухода флоры и фауны», то, вероятно, это комплекс факторов.
Во‑первых, самые подходящие продуваемые места уже заняты.
Во‑вторых, вложения в солнечные батареи (СЭС) в моменте оказались выгоднее.
В‑третьих, национальные регуляторы начали отказываться от новых программ установки ВЭС, посчитав, что это слишком дорого, прежде всего для сетей.
В‑четвёртых, практика эксплуатации ВЭС, связанная со сложными ремонтами и постоянными перебоями в работе, показала, что порой выгоднее установить дизель‑генератор прямо в гондолу ветряка...
Сейчас можно уверенно сказать, что попытки ветрового энергоперехода оказались не столь удачными и экономически выгодными, как сулили презентации производителей ветряков и нанятых ими лоббистов. В моду входят солнечные панели: они стоят дешевле, а их эксплуатация менее операционно затратна. Но и здесь есть серьёзные проблемы: солнце светит только днём, а попытки запастись электроэнергией на ночь сразу увеличивают стоимость электричества кратно.
Но и эту моду на СЭС нужно пережить, прежде чем мир развернётся к современным, экологичным технологиям сжигания угля.
Печать